Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INFORMATION AND SERVICES INTERNET AND THEIR COMPONENTS

Imangozhina O.Z. 1 Zhansagimova A.E. 1
1 Kazakhstan University «Astana»
1401 KB
In this article, the authors highlight the readers information and service, describe their components, as well as on neobho¬dimosti install on your computer, and special programs to learn. If scientific or educational organization, it provides to its students sotrudni¬kam or free internet use, pin-roliruya with the nature of their work on the Web.
computerization
Internet
server
browser
speed
connection

Информатизация общества стала одной из важнейших характеристик нашего времени. Нет ни одной области человеческой деятельности, которая в той или иной степени не была бы связана с процессами получения и обработки информации. Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. Информация стала важным инструментом политики и культуры, промышленности, науки и образования. Не существует точного определения информации, хотя данное определение интуитивно понятно каждому. Информация – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

Для того чтобы подключиться к Интернету, необходимо, следовательно, подключиться к серверу, имеющему постоянный IР-адрес. Организации, предоставляющие право на такое подключение, называются поставщиками услуг Интернета, или сервис-провайдерами. Это, как правило, коммерческие организации и оказывают услуги подключения за плату. Если организация научная или учебная, она предоставляет своим сотрудникам или студентам бесплатное пользование Интернетом, контролируя при этом характер их работы в Сети.

Классическая ЭП работает по принципу эстафеты. В узлах Сети установлены так называемые почтовые серверы – программы, работающие по протоколу SМТР (Simple mail Transfer – простейший протокол передачи сообщений). По адресу ЭП, указанному в сообщении, почтовые серверы пересылают сообщение от одного компьютера к другому, пока оно не окажется в «почтовом ящике» адресата.

В классической ЭП есть существенный недостаток – необходимость устанавливать на компьютере и осваивать специальную программу, почтовый клиент. В организациях такие программы, как правило, устанавливают специалисты. В обычной жизни (в быту) это не всем под силу и накладно, поэтому в этом случае больше подходит пользование ЭП Web-mail.

Серверами Web-mail являются обычные Web-серверы. Они работают в паре с базой данных и каждому клиенту при его подключении формируют Web-страницу, соответствующую текущему состоянию его учетной записи в базе данных. В качестве клиентской программы при этом выступает обычный браузер.

Одним словом, при этом ничего не надо осваивать нового – все точно так же, как в World Wide Web. То есть Web mail , в отличие от Е-mail, не является самостоятельной службой – это просто еще один дополнительный сервис общей службы World Wide Web.

Сервис Web-mail имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам относятся: простота использования; относительная анонимность; мобильность; простота управления учетной записью.

Недостатки: непредставительность1; низкая скорость работы; ограниченность полезных функций; угроза безопасности; языковые барьеры2.

Интернет-телефония (IР-телефония) позволяет осуществлять междугородную и международную голосовую связь с помощью телефонного аппарата или компьютера, подключенного к Интернету.

Способы применения IР-телефонии:

1. При использовании локальной телефонной сети: установить в офисах фирмы шлюзы (компьютеры-серверы) и иметь соответствующее программное обеспечение.

2. При наличии собственной телефонной сети и специальной карточки с Рin-кодом (покупая карточку, вы кладете деньги в банк на депозит, с которого они будут расходоваться по мере пользования IР-телефонией). Имея такую карточку, вы звоните на определенный номер телефонной станции и после голосового приглашения набираете указанный на ней код, а затем номер телефона вызываемого абонента. Таким образом, для подключения к Интернету требуется телефонная линия, модем и поставщик услуг Интернета (ISP) – компания, обеспечивающая соединение Интернета через телефонную линию.

В последние годы довольно активно внедряются в информационные системы технологические процессы по телекоммуникационному проведению селекторных переговоров, совещаний, теле-видео-конференций без непосредственной встречи участников.

Службу теле-видео-конференций (далее – телеконференций) можно рассматривать как аналог циркулярной электронной почты.

Телеконференции, или служба новостей (Usenet), – это более современный способ деловой телекоммуникации в Интернете, так как позволяет вести диалог сразу с несколькими собеседниками. Так, если сообщения по электронной почте мы отправляем по определенному адресу и вполне конкретному человеку, то при телеконференции указывается не адрес человека, а имя телеконференции. И сообщение поступает сначала на сервер поставщика услуг Интернета (провайдера), а потом передается на все серверы, которые с ним связаны; потом на серверы, связанные с ними, и так далее.

Сообщение распространяется подобно лесному пожару в жаркую погоду и примерно за сутки огибает земной шар. Где-то на противоположной стороне Земли встречаются сообщения, ушедшие на восток и на запад. После этого распространение сообщения прекращается, поскольку сервер не передает своему соседу сообщения, которые уже у него есть.

Практически все сервис-провайдеры создают у себя серверы групп новостей NNTP в качестве бесплатной услуги для клиентов.

Электронная почта и интернет-телефония и служба телеконференций – это «заочные» системы обмена информацией, работающие в режиме offline. Информационная услуга WWW предназначена для «очной» работы в режиме реального времени, или в режиме «on line».

Наиболее популярными в Казахстане поисковыми сервисными службами являются системы: Rambler, Yandex, Aport. На страницах этих систем перечислены разделы, которые подробно освещают Web-ресурсы. В том случае, если пользователю необходимо работать в специфической области, ему следует воспользоваться предложенной классификацией информации. Удобной возможностью работы в этих службах является и предоставление списка наиболее посещаемых узлов по каждой предложенной тематике.

В качестве примера использования сети Интернет в интересах туризма рассмотрим кратко функционирование так называемого интернет-магазина (Web-сервера) туроператора, который объединяет программные комплексы (ПК), разработанные компанией «Мегатек»: Мастер-Web, Мастер-тур, Web-броузер (См. рис. 5 гл.1.6.1 в приложении).

Программный комплекс (ПК) Мастер-Web предназначен для продажи туров через Интернет в режиме реального времени. Потенциальные туристы или турагенства, подключившись к Web-серверу туроператора, могут просмотреть информацию об интересующих их турах, просчитать их стоимость и забронировать понравившийся тур. Подключение к серверу туроператора может выполняться из стандартного браузера.

С помощью Мастер-Web можно организовать работу филиальной и/или агентской сети, а также прямые продажи туристских путевок потенциальным туристам. В этих случаях предусмотрены следующие режимы работы удаленного доступа: режим полного доступа к информации туроператора, режим турагента, режим гостя.

Программа позволяет осуществлять отбор и сортировку по следующим признакам: страна, агент, код агента, партнер, номер бордеро, даты начала и окончания действия полиса, заполнения полиса и занесения его в базу, номер полиса, фамилия застрахованного, и, кроме того, предусмотрен отбор по «переходящим» полисам, т.е. таким, у которых даты начала и окончания действия приходятся на разные отчетные периоды. Сформированные таким образом списки полисов автоматически обсчитываются по полям: количество дней, количество человек, страховая сумма, страховой взнос (премия, платеж) и т.п.

Создание информационной системы предполагает проведение целого ряда мероприятий, требующих исследовательского, организационного и творческого подхода.

Для создания информационной системы необходимо провести:

– предварительное обследование для выявления требований всех заинтересованных лиц к этой системе, изучения тех возможностей, которые даст система для анализа информации;

– разработку внутрикорпоративных стандартов учета, удовлетворяющих как общегосударственным требованиям, так и соответствующих задачам, поставленным на этапе предварительного обследования, а также – разработку принципов детализации аналитической информации (этап проектирования информационной системы);

– обеспечить выполнение всех поставленных задач с помощью реорганизации, автоматизации бизнес-процессов и т.д.

Выявление требований служб к детализации данных. Для разработки стандартов учета и отчетности для всех пользователей информации необходимо наличие общего представления о них, об аудитории, на которую ориентирована стандартизируемая информация, о целях стандартизации, об охватываемых ею показателях и т.д. Для целей получения дополнительной аналитики, глубины детализации данных, а также вариантов представления информации необходимо предварительное представление о предполагаемой организации аналитической работы на предприятии. Здесь важно учесть то, как будет осуществляться анализ данных, четко сформулировать необходимую глубину аналитического рассмотрения тех или иных бизнес процессов, сформировать предполагаемую к использованию систему аналитических показателей, представить информацию по всем элементам методики экономического анализа: степень детализации, все необходимые для анализа типы группировок и сортировок данных и т.д.

Методика организации процесса автоматизации на предприятии. В соответствии с общими задачами автоматизации создание информационной системы предполагает этапы исследования, проектирования и внедрения информационной системы. Однако при более детальном рассмотрении данных этапов, в процессе внедрения необходимо выделить еще ряд составляющих, связанных с технической стороной вопроса.

В целом процесс внедрения состоит из следующих этапов:

– первоначальное обследование предприятия,

– определение масштабов автоматизации,

– выбор программного обеспечения

– формирование группы внедрения,

– комплексное обследование предприятия,

– проектирование информационной системы,

– разработка программного обеспечения (при необходимости),

– обучение пользователей,

– тестирование информационной системы,

– настройка и доработка программы,

– пуск системы в промышленную эксплуатацию.

Важно отметить, что данные этапы могут повторяться в процессе внедрения в зависимости от специфики работы, количества частей системы и т.п. Кроме того, данная последовательность, приведенная для общего случая, в условиях конкретного проекта может быть изменена. Этапы при внедрении:

– готовой программы,

– готовой программы с возможностью ее изменения – адаптации под предприятие,

– программы, создаваемой специально для конкретного предприятия, – могут отличаться и иметь другую последовательность.

Первоначальное обследование предприятия. Данный этап, как правило, проводится силами предприятия для выявления своих задач перед выбором программного средства. В случае, если программное обеспечение уже было выбрано, то данный этап сливается с этапом комплексного обследования, проводимого совместно с фирмой- разработчиком или консалтинговой фирмой (если внедрение не ведется силами лишь самого предприятия) перед этапом проектирования.