Учебно-профессиональная деятельность является ведущей деятельностью в студенческом возрасте, представляющем собой юношеский период развития человека, знаменующий собой начало самостоятельной, взрослой жизни. Традиционно учебно-профессиональная деятельность определяется как деятельность студента по овладению знаниями, умениями, навыками благодаря решению специально поставленных преподавателем учебно-профессиональных задач [5]. В то же время в психологической литературе учебно-профессиональная деятельность рассматривается и как деятельность, направленная на саморазвитие студента, становление его субъектного опыта [9]. Учебно-профессиональная деятельность представляет собой совокупность компонентов, к которым относятся:
1) мотивационно-смысловой компонент (понимание предназначения профессии, желание освоить профессию, мотивы самореализации в профессии);
2) деятельностный компонент (умения решать учебно-профессиональные задачи в ходе самостоятельной работы, выполняя соответствующие учебные действия);
3) оценочно-контрольный компонент (навыки самооценки и самоконтроля хода и результатов своей деятельности) [8].
Учебно-профессиональная деятельность студента существенно отличается от учебной деятельности школьника. Учеба в студенческом возрасте приобретает отчетливо выраженную профессиональную направленность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Учебно-профессиональную деятельность начинают активно побуждать социальные мотивы, связанные с будущим. В рамках учебно-профессиональной деятельности формируются жизненные планы студента.
Специалистами в области возрастной психологии отмечается, что развитие эмоциональности в студенческом возрасте тесно связано с развитием самосознания [5, 9]. Внешний мир воспринимается юношами и девушками «через себя». Ярко проявляется стремление к самоутверждению. Вместе с тем способность к сознательной регуляции своего поведения в юности развита не в полной мере. Отсюда нередко неумение студентов предвидеть последствия своих действий и поступков.
Как показывают психологические исследования, одними из существенных оснований поведения, деятельности и различных форм взаимодействия субъекта с окружающим миром являются эмоциональные состояния [3]. Порождаясь деятельностью, эмоциональные состояния не только являются ее неотъемлемым компонентом, но и активно выполняют функцию ее регуляции. Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявления, поэтому в науке существуют их различные классификации. Так, по степени интенсивности и продолжительности эмоциональные состояния могут быть длительными и кратковременными; по субъективному переживанию – положительными и отрицательными.
Во многих работах показано, что эмоциональные состояния существенно влияют на эффективность обучения. Так, в исследовании А.О. Прохорова выявлено, что эмоциональные состояния студентов, в значительной степени определяя протекание когнитивных процессов, существенно влияют на успешность учебной деятельности [7]. А.Я. Чебыкиным доказано, что эмоции детерминируют познавательную деятельность через соответствующие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов [10]. В работе Г.М. Льдоковой, А.Н. Панфилова изучены психические состояния студентов (стресс, фрустрация) в усложненных условиях учебной деятельности (сдачи экзамена) [4].
В то же время анализ научной литературы показывает, что эмоциональные состояния студентов медицинского вуза, возникающие в учебно-профессиональной деятельности, специальному изучению почти не подвергались. В литературе встречаются единичные работы, исследующие эмоциональные состояния представителей этой возрастной и социальной группы (изучен, преимущественно, синдром эмоционального выгорания). Это свидетельствует об актуальности проблемы эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности.
Исходя из вышеуказанного, объектом исследования выбрана учебно-профессиональная деятельность студентов медицинского вуза.
Предметом исследования выступают эмоциональные состояния студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности.
Цель исследования состоит в выявлении специфики эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эмоциональные состояния студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности характеризуются спецификой, проявления которой связаны с этапами и направлениями профессиональной подготовки.
Реализация поставленной цели и проверка сформулированной гипотезы потребовала решения следующих задач исследования:
1. Выявить специфику эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности в зависимости от этапа профессиональной подготовки.
2. Определить специфику эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности в зависимости от направления профессиональной подготовки.
Материалы и методы исследования
В качестве методики исследования эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности был использован тест-опросник «Самооценка эмоциональных состояний», разработанный американскими психологами А. Уэссманом, Д. Риксом [2]. Опросник содержит четыре шкалы: «Спокойствие – тревожность», «Энергичность – усталость», «Приподнятость – подавленность», «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности». Каждая шкала включает 10 утверждений. Утверждения шкал расположены по убывающей линии: от полюса позитивного эмоционального состояния (10 баллов) до полюса негативного эмоционального состояния (1 балл). Испытуемого просят оценить свое эмоциональное состояние, выбрав соответствующее утверждение. Порядковый номер утверждения соответствует количеству баллов, набранных по шкале.
Организация исследования
Исследование эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности проводилось в 2014–2015 учебном году на базе Омского государственного медицинского университета. В исследовании приняло участие 108 студентов 2 курса лечебного, медико-профилактического, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты тестирования эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности по методике «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана, Д. Рикса представлены в таблице.
Полученные результаты показали, что, во-первых, этап профессиональной подготовки определяет типичные эмоциональные состояния студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности. Студенты первого курса чаще переживают отрицательные эмоциональные состояния: тревожность, усталость, подавленность, беспомощность. Вероятно, это связано с трудностями адаптации первокурсников к обучению в вузе. Для пятикурсников более типичны положительные эмоциональные состояния: спокойствие, бодрость, приподнятость, уверенность в себе. В то же время, для студентов первого и пятого курсов характерно достаточно интенсивное проявление такого эмоционального состояния, как усталость. Возможно, это объясняется большой интеллектуальной и физической нагрузкой студентов, определяемой спецификой содержания и организации обучения в медицинском вузе (большим объемом заучиваемой наизусть информации, переездами из одних учебных корпусов в другие).
Показатели эмоциональных состояний студентов медицинского вуза, %
Виды эмоциональ-ных состояний |
Этапы профессио-нальной подготовки |
Направления профессиональной подготовки |
|||||
1 курс |
5 курс |
Лечебное дело |
Медико-профилактическое дело |
Педиатрия |
Стоматология |
Фармация |
|
Спокойствие |
15 |
17 |
14 |
15 |
19 |
16 |
13 |
Тревожность |
11 |
10 |
12 |
14 |
13 |
13 |
12 |
Бодрость |
15 |
16 |
15 |
17 |
15 |
19 |
17 |
Усталость |
17 |
18 |
13 |
11 |
12 |
13 |
12 |
Приподнятость |
14 |
16 |
17 |
18 |
14 |
15 |
15 |
Подавленность |
10 |
6 |
12 |
10 |
9 |
8 |
10 |
Уверенность в себе |
13 |
14 |
15 |
11 |
13 |
10 |
14 |
Беспомощность |
5 |
3 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Во-вторых, направление профессиональной подготовки, т.е. специфика изучаемых предметов, оказывает определенное влияние на эмоциональные состояния студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности, однако различия в эмоциональных состояниях студентов разных направлений профессиональной подготовки не имеют яркого выражения. У студентов всех направлений профессиональной подготовки более высокие значения имеют положительно окрашенные эмоциональные состояния. Отрицательные эмоциональные состояния характеризуются более низкими значениями. Было обнаружено, что студентам направления «Лечебное дело» присуще интенсивное проявление состояния уверенности в себе. У студентов направления «Медико-профилактическое дело» доминирует состояние приподнятости. Для студентов направления «Педиатрия» характерно состояние спокойствия. Для студентов направлений «Стоматология» и «Фармация» типично состояние бодрости.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили предположение о том, что эмоциональные состояния студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности характеризуются спецификой, проявления которой связаны с этапами и направлениями профессиональной подготовки.
На основе полученных результатов исследования нами составлены методические рекомендации преподавателям медицинского вуза по учету факторов обучения, влияющих на эмоциональные состояния студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности.
1. Преподавателю необходимо принимать во внимание огромную роль факторов обучения, влияющих на эмоциональное состояние и, соответственно, учебно-профессиональную деятельность студентов. Результаты обучения студента определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету и преподавателю), но и объективными факторами (свойствами самого заучиваемого материала: его содержанием, сложностью, формой и способами преподнесения).
2. Преподаватель должен понимать причины возникновения у студентов отрицательных эмоциональных состояний и учитывать их влияние на процесс обучения. К числу таких причин относятся:
– решение очень трудных и важных для студента учебно-профессиональных задач;
– перегрузка либо слишком малая учебная нагрузка студента;
– отсутствие у студента интереса к дисциплине или предлагаемой работе;
– конфликт социальных ролей, возникший в результате противоречия между нормами неформальной, значимой группы (студентов) и требованиями формальной организации (преподавателя).
3. Для успешности учебно-профессиональной деятельности важно, в каком эмоциональном состоянии находится студент. Наиболее благоприятное эмоциональное состояние студентов характеризуется спокойствием, энергичностью (бодростью), приподнятостью настроения, уверенностью в себе. Преподавателю необходимо владеть языком эмоций и чувств. Это способствует распознаванию эмоциональных состояний студентов и выразительности форм реагирования на происходящее в процессе коммуникации на учебном занятии.
4. Оценка человеком своего эмоционального состояния является существенным компонентом самоконтроля. Рекомендуется обучение студентов ролевым играм [1], приемам саморегуляции [6], позволяющим управлять эмоциями в учебно-профессиональной деятельности: переключению внимания, дыхательным упражнениям, мышечной релаксации, самовнушению.