Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DISCRET EVENT SIMULATION IN ECONOMIC SYSTEMS MANAGEMENT MUNICIPALITY

Ilukhina N.A. 1 Komarevtseva O.O. 1
1 Russian Academy of National Economy and Public Administration
2513 KB
This article focuses on Discrete event simulation of economic systems of the municipality. As the tool is offered to use simulation program. At the same time, the main activities to build a basic model of management changes in the economic systems of the municipality Orel perform certain fixed constants; translation of qualitative variables into quantitative, based on a survey; calculation of the correlation coefficient using the formula Pearson.
discrete event simulation
economic systems
change management
municipality

Дискретно-событийное моделирование представляет собой процесс формирования имитационной модели на основе последовательности операционных действий для точного построения динамической системы, позволяющей выявить все внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на ее функционирование. Основой дискретно-событийного моделирования является последовательная хронологическая разработка системы на основе процессных элементов, отраженных временными рамками (лагами). По нашему мнению, применение данного вида моделирования в управлении изменениями муниципального образования позволит определить степень наибольшего влияния различных факторов на функционирование экономических систем муниципального образования, а также понять, как наиболее эффективно организовать процесс управления.

Целью исследования является построение базисной дискретно-событийной модели для управления экономическими системами в муниципальном образовании городе Орел.

Основными методами исследования выступают графический, статистический и имитационный.

Дискретно-событийное моделирование осуществим посредством динамической программы имитационного моделирования AnyLogic. Программа имитационного моделирования AnyLogic позволяет сформировать непрерывную дискретную модель, состоящую из потоковых элементов. Элементами нашей модели выступают макроэкономические (национальные), мезоэкономические (региональные и муниципальные) микроэкономические (бизнес) и домохозяйственные системы (с учетом низкого взаимодействия муниципальных образований и международных отношений, уровень изменений мегоэкономики (мировой экономики) отражается на изменениях макроэкономических процессов) [2, с. 128]. Каждая из данных систем, которая является накапливающей, имеет вспомогательные переменные: внутренние и внешние, которые, в свою очередь, определяются фиксированными константами (таблица).

Представленные в данной таблице фиксированные константы оцениваются как качественные и количественные характеристики. Плановые, трансфертно-инфляционные, валютные, санкционные, инвестиционные, ресурсные, рыночно-институциональные, рационализация внешних потоков, долговые, кредитные, торгово-экономические, бизнес-процессы, проектные, финансовые потоки бизнеса и домохозяйств, финансово-кредитные, налоговые и продовольственные изменения измеряются в тысячах рублей [1, с. 86]. При этом остальные вспомогательные переменные, имеющие качественный характер, будут рассчитаны в потенциальных значениях по степени важности (от 0,01 – менее значимые, до 1 – более значимые). Кроме того, необходимо отметить, что связь между качественными и количественными фиксированными константами является прямой, что свидетельствует о влиянии их на все экономические системы муниципального образования г. Орел [5, с. 273].

Качественные фиксированные константы рассчитаем при помощи анкетирования 45 экспертов (период июль-декабрь 2014, январь-июль 2015), которые по степени значимости (рассчитывая удельный вес) отдают предпочтения той или иной вспомогательной переменной. Применив уравнение парной линейной регрессии с постоянным шагом, измерим значение каждой качественной фиксированной константы. Показатели экспертных оценок качественных констант представлены на рис. 1–2.

Представленные на рис. 1 значения качественных констант показали, что наибольшее предпочение эксперты предают демографическим изменениям (demo), присвоив им удельный вес, равный 0,77. Остальные значения качественных констант имеют следуещие значения: управленческие изменения (uprav) – 0,32; нормативные изменения (norm) – 0,24; инновационно-технологические изменения (inov) – 0,51; коммуникационные изменения (komun) – 0,42; интеллектуальные изменения (intel) – 0,44; экологические изменения (ekol) – 0,30; ориентационные изменения (orient) – 0,20; психологические изменения (psicho) – 0,48; социологические изменения (social) – 0,50.

Вспомогательные переменные с фиксированными константами, сформированные по блокам экономических систем для муниципального образования город Орел в программе AnyLogic

Экономическая система

Внутренние изменения

Внешние изменения

Макроэкономика

– управленческие;

– нормативные;

– плановые;

– трансфертно-инфляционные;

– инновационно-технологические.

– коммуникационные;

– валютные;

– санкционные;

– инвестиционные.

Мезоэкономика

– демографические;

– научно-интеллектуальные;

– ресурсные;

– экологические;

– рыночно-институциональные.

– рационализация внешних потоков;

– долговые;

– кредитные;

– торгово-экономические.

Микроэкономика (бизнес)

– бизнес-процессов;

– проектные;

– ориентационные.

– финансовые потоки;

– финансово-кредитные;

– налоговые.

Домохозяйства

– психологические;

– социальные.

– финансовые потоки;

– финансово-кредитные;

– продовольственные.

iluh1.tif

Рис. 1. Экспертные оценки качественных констант в дискретно-событийном моделировании за июль-декабрь 2014 года

iluh2.tif

Рис. 2. Экспертные оценки качественных констант в дискретно-событийном моделировании за январь-июль 2015 года

iluh3.tif

Рис. 3. Качественные константы в дискретно-событийном моделировании, полученные на основе уравнения парной линейной регрессии

Анализируя рис. 2, можно отметить, что степень значимости большинства качественных констант возросла (например, значимость инновационно-технологических изменений выросла на 7 %), при этом, по мнению экспертов, психологические и ориентационные изменения стали иметь наименьшие значения.

При расчете коэффициента корреляции используем формулу Пирсона:

il01.wmf,

где xi – значения переменной X; yi – значения переменной Y; il02.wmf – среднее арифметическое для переменной X; il03.wmf – среднее арифметическое для переменной Y [3, с. 144].

Используя данные, полученные методом экспертных оценок, вычисляем значения корреляции. Уравнение парной линейной регрессии:

y = 0,00406 + 1,01422×x.

Подставив в данное уравнение ответы экспертов за январь-июль 2015 года, получим уточненные значения качественных переменных дискретно-событийной модели управления изменениями в экономических системах муниципального образования г. Орел (рис. 3).

Полученные значения расходятся с экспертными оценками примерно на 0,09–0,12 %, что свидетельствует о незначительной погрешности при построении дискретно-событийной модели. Параметры потока изменений в дискретно-событийной модели на основе муниципального образования г. Орла иерархичны, масштабируемы, расширяемы и объективно ориентированны, что позволяет смоделировать систему от начала появления изменений до их устранения [4, с. 183].

iluh4.tif

Рис. 4. Запуск базисной модели по управлению изменениями в экономических системах муниципального образования г. Орел

Данная схема должна быть базисной, состоящей из пяти основных элементов, которые выступают в качестве критериев при организации данного процесса:

1. Критерий ismenenie генерирует изменения в экономических системах муниципального образования г. Орел (макроэкономика, мезоэкономика, микроэкономика (бизнес), домохозяйства). Данный объект используется в качестве начальной точки диаграммы процесса, формализующей движение изменений.

2. Критерий kolichestv_konst и kachestv_konst моделирует очередь второстепенных изменений, которые следуют только за первичными изменениями. Например, макроэкономические изменения будут являться первичными, а изменения, которые в них входят (управленческие; нормативные; плановые и т.д.) – второстепенными.

3. Критерий vremja задерживает изменения на заданном периоде времени.

4. Критерий unichtogenie уничтожает поступившие изменения, после того когда на их место приходят новые изменения или они переходят в ранг «учтенные».

При формировании данной модели учитываются следующие факторы: интенсивность внедрения изменений – не больше 1–3 недель, учет изменений в год – 49 (из них 35 – количественных, 14 – качественных), время задержки изменений – минимальное – 1 неделя, среднее – 3–4 недели, максимальное 1 месяц (просрочка изменения на 1 месяц 1 день – неучтенное изменение). Вследствие этого все выявленные за год изменения в экономических системах муниципального образования г. Орел в конце года становятся учтенными, имея при этом алгоритм решения.

Таким образом, представленное выше исследование применения дискретно-событийного моделирования для управления изменениями в экономических системах муниципального образования позволит своевременно определить и внедрить необходимые инструменты для модификации социально-экономической системы муниципального образования, учитывать качественные изменения, происходящие в макроэкономической и микроэкономической сфере, а также определить влияние внутренних и внешних изменений на различные аспекты экономического положения региона.