Современная экономическая ситуация в обществе, вхождение Казахстана в Болонский процесс, переход на новые образовательные стандарты – всё это предъявляет новые требования к выпускникам вузов, диктует качественно новые правила организации образования, которое не может быть просто традиционной передачей знаний от преподавателя к студенту. Также в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева отмечается, что модернизация образования является одним из необходимых условий вхождения страны в тридцатку самых развитых стран мира. Кроме того, ученые отмечают, что «современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения» [1, с. 118].
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не только личностью, но и процессом ее развития. Применение интерактивных форм и методов в образовании позволяет не только повысить уровень знаний, умений и навыков студентов, но и раскрывать их новые возможности, развивать различные способности, что является необходимым условием для формирования профессиональных компетенций [3].
Метод кейсов в обучение русскому языку как иностранному. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику казахстанского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Использование в подготовке бакалавров гуманитарных направлений такого интерактивного метода, как кейс-стади, является наиболее эффективным, так как позволяет формировать ключевые профессиональные компетенции в процессе обучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принимать решения в условиях стресса и недостаточной информации, создавать тексты разной жанрово-стилистической направленности. «В этом своем качестве он (метод) выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является «каркасообразующим» элементом обучения в классической университетской системе образования» [1, с. 70]. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. «Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями» [5]. Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Итак, кейсовая технология включает в себя несколько этапов:
1. Введение в ситуацию.
2. Разделение студентов на группы.
3. Изучение ситуации.
4. Обсуждение ситуации в группах. Распределение ролей внутри группы.
5. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).
6. Подведение итогов. Анализ деятельности групп. Оценки исполнения ролей студентами.
7. Разбор оптимального варианта.
8. Общая дискуссия [2].
В настоящей статье мы рассмотрим использование кейс-методов при обучении русскому языку иностранных граждан на курсах по подготовке к сертификационному тестированию по русскому языку как иностранному. Иностранцы, сдающие высокие, 2-й и 3-й, сертификационные уровни, должны уметь составлять письменные тексты различных стилей и жанров речи заданного объема и в определенные временные рамки. Коммуникативная направленность обучения письменной речи очевидна: студент в требуемой форме письменно излагает свои мысли так, чтобы они были понятны определенной русскоязычной аудитории. Кейсовая технология, в частности, используется нами при обучении написанию эссе. Иностранец должен уметь за 35–40 минут писать эссе-рассуждение на заданную тему объемом 150–200 слов.
При использовании кейс-метода работа над написанием сочинения состоит из следующих этапов.
1 ступень – сбор материала для работы. Формируется кейс с текстами для написания сочинения.
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе).
3 ступень – принятие решений: выбор одной проблемы; формулировка одним словом или словосочетанием или выделение проблемы в форме вопроса.
4 ступень – рассмотрение альтернатив: выступление учащихся с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным преподавателем.
5 ступень – аргументация проблемы, формирование банка аргументов.
6 ступень – выявление типичных ошибок, которые возникают при проверке работ подобного типа.
Итогом такой поэтапной работы учащегося является написание им самостоятельного сочинения-рассуждения, т.е. создание собственного продукта образовательной деятельности.
Рассмотрим пример использования кейс-метода на занятии на тему «Роль искусства в жизни современного человека».
1. Для изучения студентам предлагаются следующие тексты: литературный очерк Г.И. Успенского «Выпрямила», рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», очерк Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
2. На занятии:
● Работа с кейсом индивидуально каждым студентом – 15 минут:
Параметры |
Баллы |
||||
1. Содержательный компонент: – умение определить проблему; – умение охарактеризовать проблему (ее общественное значение, а также значимость для пишущего). 2. Умение выразить собственное отношение к проблеме. 3. Умение предложить собственный путь решения проблемы. |
4 4 4 4 |
3 3 3 3 |
2 2 2 2 |
1 1 1 1 |
0 0 0 0 |
4. Композиционная структура и форма: – адекватность формы и структуры изложения содержанию продуцируемого текста; – умение пользоваться внутритекстовыми связями. 5. Соответствие использованных языковых средств нормам современного русского языка. |
4 4 4 Нет ошибок |
3 3 3 До 7 ошибок |
2 2 2 До 15 ошибок |
1 1 1 До 20 ошибок |
0 0 0 Свыше 20 |
Итого |
– студенты должны определить проблемы, которые ставит автор текста, определить позицию автора по данной проблеме, определить, как автор решает эту проблему или какие решения предлагает. Выступления студентов – 7 минут.
● Принятие решений: выбор одной проблемы – 3 минуты.
● Рассмотрение альтернатив: выступление учащихся с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным преподавателем, – 7 минут.
● Аргументация проблемы, формирование банка аргументов, – 8 минут.
3. Итог – написание оригинального эссе-рассуждения.
Эссе нами оценивается по следующим критериям (таблица).
Кроме того кейс-технология – это один из видов большой самостоятельной работы, которая требует от студента серьезной подготовки и много времени. Особое внимание самостоятельной учебной деятельности в ходе подготовки к занятиям по русскому языку как иностранному ни в коей мере не снижает роли преподавателя. Напротив, его задача в деле организации самостоятельной работы студента усложняется. Другая проблема, с которой можно столкнуться при применении кейс-метода, связана с тем, что преподаватель русского языка как иностранного должен владеть целым рядом профессиональных знаний в рассматриваемой области. Преподаватель должен сам детально проанализировать ситуацию, выступая специалистом как в области преподаваемого языка, так и в области той специальной дисциплины, под которую попадает данный кейс, в случае, если кейс посвящен какой-либо проблеме из другой области. В таком случае комплект материалов для работы с кейсом может выглядеть следующим образом:
1) репродуктивные и продуктивные упражнения на отработку лексико-грамматического материала, содержащегося в кейсе;
2) упражнения на развитие навыков говорения и аналитического чтения;
3) описание ситуации в виде текста с обязательными вопросами для обсуждения до и после текста;
4) приложения с различной информацией (например, таблицы, графики, справочный грамматический материал, краткая теория по специальной проблеме, изложенной в кейсе, и др.).
Для достижения поставленных целей по изучению русского языка стоит выбирать те кейсы, которые написаны интересным, доходчивым языком и соответствуют потребностям выбранного контингента иностранных студентов и уровня владения русским языком. При использовании метода в учебном процессе преподаватель русского языка как иностранного должен провести сложную внеаудиторную работу по созданию кейса и вопросов для его анализа; разработать методическое обеспечение самостоятельной работы иностранных студентов, а также методическое обеспечение предстоящего занятия по его разбору. При обсуждении кейса в аудитории преподаватель выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации. Применение такого метода оказывает влияние на образ мышления преподавателя, позволяет ему по-иному думать и действовать, способствует увеличению его творческого потенциала. Успешное внедрение кейс-метода в преподавание русского языка как иностранного предполагает демократизацию и модернизацию учебного процесса, формирование у преподавателя прогрессивного образа мышления, деловой этики и мотивации педагогической деятельности.
Заключение
Таким образом, кейс-технология не только интересная и креативная, но, главное, необходимая форма обучения, поскольку и в ходе подготовки, и в ходе презентации появляется возможность, с одной стороны, продемонстрировать полученные знания и умения, а с другой – выявить еще существующие проблемы, чаще всего связанные с недостаточным практическим опытом, так необходимым в их будущей профессиональной деятельности.
В заключение отметим, что роль преподавателя при использовании кейс-технологий весьма многогранна: он и креатор, и конструктор, и консультант, и эксперт, и, наконец, непосредственный участник деловой игры. Все это требует от руководителя курса соответствующих знаний и умений.