Изучение состояния идеи дифференциации в системе экологического и социально-экологического образования студентов потребовало выявления ее историко-педагогических предпосылок. Это составило цель настоящей работы. В качестве основных теоретических методов исследования выступили краткий контент-анализ, систематизация, обобщение, выводы. Кроме них использовались методы математической статистики. Установлено, что явление дифференциации изучается не только на общенаучном, но и на конкретно-научном уровне.
Рассмотрение состояния идеи дифференциации в контексте проблемы социально-экологического образования будущего специалиста осуществлялось в соответствии с требованиями филиативного подхода, разрабатываемого нами и принятого в настоящем исследовании в качестве базового [4]. В связи с этим возникает необходимость некоторого исторического экскурса. Анализ результатов исследования в указанном направлении показал следующее.
Так, 80-е годы ХХ столетия характеризуются поиском различных путей подготовки специалиста к включению в социально-экологические отношения. При этом во внимание принимаются профессии как производственной, так и непроизводственной сфер. Основным методом обработки собранной нами информации стал контент-анализ. В науке он определяется как метод анализа и оценки информации путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Контент-анализ как метод исследования отвечает требованиям объективности, надежности, валидности; позволяет использовать методы многомерного статистического анализа, включая и факторный. Сфера применения метода определяется вопросами: «Кто говорит?», «Что говорит?», «Как?», «Кому?», «С каким результатом?» [2].
В качестве источника информации в нашем исследовании были избраны материалы научно-практических конференций, связанных с социально-экологическим образованием в системе высшего образования [5]. В ходе применения метода выявлялись профессии, содержание подготовки к которым включало экологический и социально-экологический компоненты. Кроме того, выявлялись и соответствующие дисциплины. Иначе говоря, главным признаком дифференциации в экологическом и социально-экологическом образовании студентов в рассматриваемый период выступает будущая профессиональная деятельность. В ходе исследования были изучены материалы 140 авторов – участников конференции «Экологические проблемы в преподавании гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в педагогических вузах» 10–12 октября 1989 г.
Как показал анализ, наиболее экологизировано содержание дисциплин, готовящих будущих специалистов сферы образования: учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольного образования, преподавателей высшей школы. Высоким уровнем экологизации содержания характеризуются дисциплины естественно-научного цикла: биологические 35 %, общегеографические – 11 %, химические – 7 %. Остальные (физика, общетехнические, строительство) – < 7 %. Дисциплины гуманитарного цикла на момент обследования отличаются низкими показателями: педагогика – 7 %, история педагогики – менее 1 %, социология (5 %), психология – 1–2 %, иностранные языки – 8 %, русский язык – 1–2 %, литература – < 1 %, политическая экономия – 2 %, интегрированные курсы – < 1 %. Экологическая подготовка специалистов производственной сферы представлена следующими результатами контент-анализа: промышленное производство – 7 %, сельскохозяйственное – 6 % Непроизводственная сфера, помимо образования, представлена здравоохранением (< 1 %), научными специальностями (11 %).
При этом определялось примерное положение дисциплин в решении задач эколого-профессиональной подготовки. Было установлено, что основная доля эколого-профессиональной подготовки будущего специалиста в сфере образования приходится на биологические дисциплины, затем следуют химические, общегеографические и остальные дисциплины. Что касается подготовки специалиста производственной сферы (промышленной и сельскохозяйственной), то дисциплин высокой и средней степени представленности не наблюдается. Лишь отчасти задачи профессиональной и экологической подготовки решаются в рамках физики, строительства, общетехнических и общегеографических дисциплин, охраны природы, экологии, биологии, охраны природы, социологии. Отдельные вопросы здравоохранения отражены в дисциплине «Охрана природы», что является далеко не достаточным в формировании эколого-профессиональной компетентности студентов. Вместе с тем следует отметить, что проблема рассматриваемого направления подготовки будущего специалиста вызывает определенный интерес ученых: биологов, экологов, педагогов, социологов, психологов – и это позитивно отразится на качестве профессионального образования.
Особо следует отметить состояние используемой терминологии в рассматриваемый период. В понятиях «экологическое образование», «социально-экологическое образование» четкого разграничения пока еще не наблюдается. Большинство авторов (97 %) отождествляют их, лишь 3 % используют термины «социальная экология», «социально-экологическое обучение», «социально-экологические понятия». Что касается терминологии, отражающей идею дифференциации, то только 3 % авторов предметом своего исследования видят дифференциацию: в качестве одного из путей экологической подготовки учителя (1 %), индивидуальные задания с экологической направленностью (1 %), личную ответственность в системе социально-экологического обучения в вузе (1 %). Остальные исследователи рассматривают проблему экологического образования в контексте коллективных форм.
Таким образом, в целом 80-е годы характеризуются активизацией научных исследований в области глобальной экологии, формированием основ экологического образования учащейся молодежи, эколого-профессиональной подготовки студентов, созданием условий гармонизации отношений с природой в настоящем и будущем. Кроме того, продолжает уточняться понятийный аппарат, определяется структура накопленного экологического опыта, выделяются отдельные научные направления, связанные с экологической проблематикой. Этот период отличается и тем, что в 1986 году состоялась Первая всесоюзная конференция «Проблемы социальной экологии» (г. Львов), обобщившая достижения теории и практики в области взаимодействия общества с природой, определившая предмет, законы и принципы социальной экологии, основные направления социально-экологических исследований.
Иначе говоря, социальная экология, наряду с экологией человека и глобальной экологией, отпочковалась от экологии, преобразовываясь в самостоятельную науку и реализуя идею дифференциации на общенаучном уровне. Необходимость выделения новых интегративных направлений экологии особо отмечается Н.М. Мамедовым, подчеркивающим, что в этих новых ответвлениях изучаются такие структуры и отношения действительности, которые до сих пор не были предметом специального рассмотрения и не вовлекались в сферу научного познания. Эти структуры и отношения носят в основном социо-природно-техногенный характер, связаны с условиями жизни человека и его деятельностью [1].