Современный мир стал информационным. В настоящее время развитие информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемым компонентом образовательной политики. Сегодня без надлежащей системы информационного обеспечения не может быть прогресса в любой области экономики, в любой социальной сфере, в том числе в сфере образования и науки.
Процесс информатизации имеет особое значение как непременное условие вхождения в единое образовательное пространство.
Государственные программы ориентированы на создание новой системы информационного обслуживания образования, основанной на современной технической базе и новых информационно-коммуникационных технологиях. С информатизацией образования сегодня связываются реальные возможности создания научно-образовательного портала и развития информационных ресурсов. Успех информатизации образования зависит от методологии процесса информатизации образования.
Использование новых информационных технологий передачи информации существенно влияет на процесс обучения. В рамках этого направления в Республиканском Центре информатизации образования под руководством д.п.н., профессора Г.К. Нургалиевой ведется активная работа по созданию технической и учебной базы. В настоящее время коллектив РЦИО совместно с учительством республики занимается разработкой электронных учебников и внедрением электронных учебников в учебный процесс. Педагогическая технология конструирования электронных учебников основана на закономерностях процесса обучения и состоит из четырех взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевого, содержательного, операционного, оценочно-результативного.
В последнее десятилетие значительно усилилось влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе. Появилась необходимость обучения обучающихся приемам и способам использования информационных технологий.
Для обучающихся электронный учебник – это база данных, которую он может дополнять самостоятельно в течение всех лет обучения в школе и целенаправленно готовиться к выпускным экзаменам. Работа по электронным учебникам предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом потенциала каждого отдельного учащегося.
Для педагога – это открытая методическая система, которую он может развивать и дополнять материалами из собственного педагогического опыта.
Возможности компьютера позволяют привлечь обучаемого к диалогу, активным действиям. Это достигается путем использования демонстрационных моделей, технологии компьютерного моделирования. Сочетание демонстрационных моделей должно обеспечить развитие психической деятельности обучающегося, выступающего в качестве пользователя электронных учебников [3, 44].
В науке существуют различные точки зрения на возможность применения компьютеров в обучении. Информатизация образования предусматривает множество социальных, методологических, психологических, логических проблем, что связано, прежде всего, с усилением роли человеческого фактора, с влиянием компьютера на здоровье и психику человека. К ним можно отнести следующее:
– социальные и методологические проблемы информатизации образования;
– специфика познания;
– место компьютера в обучении предметам;
– возможности и функции компьютера в обучении предметам;
– перестройка методической системы обучения дисциплинам с учетом реальных возможностей информационной технологии;
– разработка методической концепции создания педагогических программных продуктов по направлениям и выявление педагогических условий их эффективного применения на практике [4, 38].
Решение данных проблем не под силу одним только методистам-гуманитариям или программистам. Здесь нужен комплексный подход, предполагающий встречное движение специалистов разных областей знаний.
Значимость педагогической стратегии в деле информатизации образования обусловлена тем, что с внедрением ЭВМ кардинально меняется характер человеческой деятельности и общения. По мере информатизации общества будет решаться вопрос: какой вид общения и разнообразие его форм – с помощью книги, дисплея, компьютера и телевизора.
В настоящее время, хотя и существует государственная программа информатизации, где предусмотрено не только оснащение учреждений образования компьютерами, но и совершенствование и внедрение в учебный процесс новых технологий обучения. Практическое использование компьютера в большинстве носит случайный характер, не реализует дидактические возможности.
Эти возможности можно разделить на две группы:
1) вспомогательные – те, которые способствуют быстрой проверке результатов усвоения, более рациональной организации и дифференцировании процесса обучения;
2) стимулирующие мотивацию обучающихся, их внимание, память, переживание успех [5, 58].
Компьютер также позволяет проследить ход решения познавательной задачи и оценить его оптимальность, осуществить контроль, привлечь обучающегося.
Можно выделить следующие функции компьютера в обучении, взяв в качестве основания для классификации его технические возможности:
1) предоставление учебного материала;
2) получение и анализ различной информации, в том числе и контроля за знаниями и умениями обучающихся;
3) развитие мышления путем решения познавательных задач, в том числе моделирование различных ситуаций;
4) организация познавательной деятельности по усвоению учебного материала;
5) самообразование;
6) вспомогательное средство (для составления разнообразных форм работы) [1, 79].
Данная структура функций компьютера, безусловно, открытая система – она не претендует на законченность и является скорее отправной точкой для дальнейшей исследовательской работы.
Это можно рассмотреть на примере разработанной нами информационной модели процесса профессиональной ориентации школьников, которая предполагает проведение анализа и обобщение информации по непрерывному профессиональному образованию. ЭПОС, созданная на основе современных информационно-коммуникационных технологий, представляет собой базу информации, позволяющую потребителю иметь целостное представление не только профессии, специальности, квалификации, но и базу тестов и анкет, по которым школьник определяет свои потенциальные возможности.
ЭПОС находится на этапе экспериментальной апробации. Эффективность методики информатизации профессионального ориентирования школьников зависит от степени включения в её постоянное пополнение не только учителей, но и работодателей.
Таким образом, с помощью компьютера можно помимо традиционных методик использовать принципиально новые методы обучения и формы организации занятий. Более того, наличие вариативного программного обеспечения даёт учителю возможность одновременного сочетания на уроках разных методик для разных групп обучающихся. Возможны: индивидуальная форма подачи учебного материала, выборочные опросы и тренировочные упражнения, коллективная и индивидуальная работа школьников, дискуссии, поисковые эксперименты.
Кроме того, использование возможностей компьютера позволяет обеспечить успешное усвоение обучающимися важных с точки зрения общего образования вопросов, полезных навыков.