Новый этап развития общества – постиндустриальный (или информационный) вносит кардинальные изменения в профессиональную подготовку в высшем учебном заведении. Для достижения оптимального уровня профессиональной компетентности преподавателя, а именно это является основополагающим условием развития вуза, необходимо непрерывное стремление к активной профессиональной деятельности, к самосовершенствованию.
Цель исследования – определить способы развития профессиональной компетентности преподавателей высших учебных заведений, позволяющих им проводить оценивание результатов освоения ФГОС.
Материал и методы исследования
С целью развития профессиональной компетентности преподавателей нами вычленены основные направления повышения профессионализма, адекватные потребности самого образовательного учреждения; установлена взаимосвязь системы повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности преподавателя; определена структура, содержание учебно-методических семинаров в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями профессорско-преподавательского состава.
Результаты исследования и их обсуждение
Проводимые учебно-методические семинары позволяют осуществить овладение основными теоретическими подходами к проблеме современных способов оценивания в системе высшего образования, разрабатываемыми в отечественной и зарубежной науке, и их приложение к конкретной образовательной практике. Работа учебно-методических семинаров осуществляется в рамках накопительной системы повышения квалификации, занятия планируются и проводятся на актуальные темы, которые определяют сами слушатели, исходя из возникающих затруднений в их профессиональной педагогической деятельности.
Определяя задачи учебно-методических семинаров, а именно:
1) организацию работы по внедрению в учебный процесс современных информационных педагогических технологий;
2) содействие повышению качества подготовки специалистов, росту квалификации кадров образовательных учреждений;
3) экспертизу, рецензирование рабочих учебных программ по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения, учебно-методических пособий, подготовленных на гриф УМО, проектов и других работ, соответствующих проблематике семинаров.
Мы пришли к выводу, что семинары позволяют осуществлять развитие профессиональной компетентности преподавателя в процессе профессионального развития, творческого овладения опытом профессиональной деятельности и являются условием «взращивания» компетентного специалиста, который способен предвидеть изменения и готов к ним [2, 3].
Результат осуществления образовательного процесса отражается в уровне освоения обучающимися ФГОС. Процесс продвижения к новому уровню овладения общепрофессиональной и профессиональной учебной информацией приводит к соответствию достигнутых обучаемыми общекультурных и профессиональных компетенций тем требованиям, которые предъявляют государство, работодатели, общество.
Одним из компонентов структуры учебной деятельности является оценивание, которое рассматривается как системообразующий элемент управления качеством обучения, отражающий степень соответствия поставленной цели обучения качеству полученного результата [4, 5].
Вся система образования (в том числе высшего) приходит к пониманию того, что традиционная процедура экзамена не позволяет отобразить те умения и навыки, сформированные компетенции, которые позволят обучающимся быть успешными при осуществлении жизненных и профессиональных стратегий [6].
Предлагая преподавателям на семинарах различные варианты решения данной проблемы, мы акцентируем внимание на использовании подхода, который дает студентам возможность использовать свой труд более продуктивно, комбинируя и соединяя разнообразные информационные ресурсы новыми способами, применяя навыки проблемного мышления и творческие способности. Такая технология получила название «web-квест» [1, 7].
По определению web-квест – это проект с использованием интернет-ресурсов. Особенностью данной технологии является то, что преподаватель дает список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний обучающихся, вместо того чтобы ставить их перед необходимостью бессмысленного и долгого поиска информации в Интернете. Так, одним из примеров может служить web-квест по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».
Название web-квеста. Лабораторные методы диагностики инфаркта миокарда.
Обобщающая формулировка задачи. Инфаркт миокарда – одна из острых форм ишемической болезни сердца, протекающая с развитием ишемического некроза участка сердечной мышцы, обусловленного необратимым нарушением кровоснабжения миокарда. Инфаркт миокарда известен как грозное заболевание, уносящее человеческие жизни. В Российской Федерации он является причиной смерти населения в 39 % случаев. Учащаются случаи этого заболевания в молодом и трудоспособном возрасте. Первым признаком, позволяющим заподозрить инфаркт миокарда, обычно становится жгучая боль за грудиной. Основным инструментальным методом выявления инфаркта миокарда является электрокардиография (ЭКГ), однако наличие некроза сердечной мышцы должно быть обязательно подтверждено лабораторными методами исследования.
Ключевое задание. Существуют лабораторные методы диагностики инфаркта миокарда, позволяющие косвенно определить наличие некроза сердечной мышцы. Найдите методы лабораторной диагностики инфаркта миокарда, опишите преимущества и недостатки каждого метода и время, в течение которого каждый лабораторный показатель наиболее информативен.
Контекст решения задачи. Вы – будущий врач, которому в практической деятельности необходимо будет в случае наличия жалоб больного на боль за грудиной жгучего характера, длящейся более 15 минут, заподозрить инфаркт миокарда, провести ЭКГ-исследование и правильно назначить лабораторные методы исследования с целью подтверждения диагноза.
Необходимое оборудование. Компьютерные классы и выход в Интернет.
Задания, которые приведут к решению. Ознакомьтесь с теоретическими вопросами по проблеме лабораторной диагностики инфаркта миокарда, используя ресурсы Интернета, предложенные в web-квесте.
Интернет-сеанс (15–20 минут). Скопируйте информацию, найденную в Интернете, в документ Microsoft Word и сохраните ее отдельным файлом.
а) Используя ресурсы Интернета, найдите информацию о лабораторных методах исследования в диагностике инфаркта миокарда:
● http://www.panangin.ru/cardio/bolezni_serdca/infarkt/diagnostika;
● http://www.lvrach.ru/2009/02/7144515;
● http://meduniver.com/Medical/cardiologia/284.html;
● http://lookmedbook.ru/disease/infarkt-miokarda;
● http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_cardiology/myocardial_infarction#h2_4;
● http://www.rusmedserver.ru/med/kardio/92.html;
● http://hvatit-bolet.ru/infarkt/diagnostika-infarkta-miokarda.html;
● http://stopinfarct.ru/infarkt/kak_diagnostirovat_infarkta_miokarda;
● http://www.athero.ru/rca_markers1.htm;
● http://www.mediasphera.ru/uppic/Cardsurg/2010/4/2/KSS_2010_04_10.pdf;
● http://www.poliklin.ru/imagearticle/201302_LAB/31-36.pdf;
б) обсудите найденную информацию в мини-группе, заполните предложенную таблицу;
в) представьте полученную информацию всей группе, дополните таблицу информацией, найденной студентами других мини-групп.
Данные задания используются преподавателями как в учебном процессе, так и при организации самостоятельной работы студентов.
На учебно-методическом семинаре нами планируются занятия с преподавателями в формате web-квест, объединяющие в себе проектный метод и игровые технологии. При неоднократном использовании данной технологии в ходе проведения учебно-методических семинаров, преподаватели осваивают ее через деятельность, что позволяет им в дальнейшем использовать web-квест в своей профессиональной педагогической деятельности на занятиях со студентами.
Активное включение компьютерных web-квестов в оценивание результатов образовательного процесса позволяет развивать как у преподавателей, так и у студентов навыки информационной деятельности; формировать положительное эмоциональное отношение к процеccу познания, повышать мотивацию обучения, качеcтво уcвоения знаний по изучаемому предмету; развивать творческий потенциал обучающихcя; формировать умения овладения стратегией уcвоения учебного материала [10].
При работе над web-квестом обучающийся критически мыслит, решает профессиональные проблемы на основе анализа соответствующей информации, обдумывает альтернативные мнения, самостоятельно принимает оптимальные решения, берет на себя ответственность за их реализацию, постоянно оказываясь в ситуации выбора.
При подготовке преподавателя медицинского вуза к оцениванию результатов освоения ФГОС III мы в первую очередь подчеркиваем, что задачей оценивания является «улучшение качества работы конкретного человека и посредством этого достижение более широких целей, улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом» [9].
Данные лабораторных методов исследования при инфаркте миокарда
Методы диагностики |
Преимущества |
Недостатки |
Время, в течение которого каждый лабораторный показатель наиболее информативен |
1. |
|||
2. |
|||
3. … |
Рассмотрим современные тенденции перехода от традиционной системы оценивания к инновационной системе в высшем образовании. К традиционным относят: письменные работы (экзамен), закрытый экзамен. В инновационной системе при оценивании результатов изучения дисциплины мы можем использовать открытый экзамен, кооперативный экзамен, курсовые работы, проекты, творческие задания. В традиционной системе преподаватель берет на себя роль единственного субъекта образовательного процесса, способного оценить результат обучения, тогда как в инновационной системе оценивание происходит с участием студентов, тьютора, внешних экспертов [8].
Одним из главных показателей открытости системы оценивания является наличие критериев оценки результатов. Соответственно и в традиционной, и в инновационной системах оценивания они используются. Но если в инновационной системе данные критерии заданы явно (эксплицитно), то в традиционной они зачастую скрыты от студентов и представлены неявно (имплицитно).
Традиционная система оценивания направлена на оценку полученных результатов студентов и происходит в основном в рамках конкурентного взаимодействия, в инновационной системе осуществляется оценка как процесса достижения результата, так и уровня сформированности компетенций. Данный процесс основан на сотрудничестве.
Основой знаниевой парадигмы в образовании традиционно считалось оценивание достигнутого уровня знаний, по существу – тестирование памяти, в компетентностном подходе основу составляет оценивание практических умений, способностей, индивидуального потенциала, возможностей личностного роста, оценивание понимания, интерпретации, применения различных мыслительных операций.
Таким образом, происходит изменение способов представления всего учебного материала в виде модулей, имеющих законченную смысловую единицу учебной информации, и оценивается сформированность компетенции, а не освоение отдельно взятого раздела или курса.
Анализ методологической базы повышения качества обучения в вузе показывает, что в современных методах и технологиях, используемых в образовательном процессе высшей школы, акцент делается на позиции обучаемого, на отношении к нему со стороны преподавателя. Принимая это за основу, мы выделяем личностно-ориентированные методы и технологии, где стержнем образовательной системы выступает личность студента, требование обеспечения комфортных условий его развития, реализации его природных потенциалов. Аутентичное оценивание – вид оценивания, применяющийся в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений, навыков, компетентности студентов в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни. Использование методов оценивания учебных достижений в образовательном процессе вуза, представленных выше, показало, что они способствуют усилению профессиональной направленности студентов, формированию их общекультурных и профессиональных компетенций, проектированию индивидуальной образовательной деятельности.
Рассматривая современные тенденции оценивания, позволяющие переходить от письменных работ (экзаменов), закрытых экзаменов к открытым экзаменам, кооперативному экзамену, курсовым работам, проектам, к наличию эксплицитных (явных) критериев оценки, к сотрудничеству, к оценке процесса, к оцениванию умений, компетенций, оцениванию понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза, мы предполагаем, что преподаватели не в полной мере владеют данными способами оценивания, что приводит к необходимости проведения учебно-методических семинаров с названной тематикой.
Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков, а прежде всего рассматривается как критический анализ образовательного процесса, предполагающийв первую очередь более точное определение направлений улучшения. Важно подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Оценивание – это не фиксация итогов, а «точка», за которой следует новый виток развития, а стало быть, и повышение качества образования (или оценивание не столько «для фиксации», сколько «для улучшения»). Иными словами, «главная задача этой процедуры – улучшение качества работы конкретного человека (преподавателя) и через это достижение более широких целей – улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом». Таким образом, оценивание начинает интерпретироваться как конструктивная обратная связь.
Заключение
Результатом воздействия на образовательный процесс вуза является создание условий, необходимых для повышения качества педагогической деятельности, таких как осознание большинством преподавателей развития вуза как необходимости и общей ценности; наличие и согласованность образовательных ориентиров деятельности по реализации ФГОС нового поколения; интеграция ценностей образовательной деятельности в сложившуюся организационную культуру в вузе; информированность участников работы о целях развития и критериях их достижения, принятие этих целей всеми участниками инновационных процессов; наличие выявленных источников современных идей как внутри вуза, так и на уровне страны; мотивированность участников преобразований на проведение обновлений; наличие у участников преобразований компетентности, необходимой для осуществления качественных изменений; готовность всех ресурсов (в том числе и материально-технических), необходимых для успешного освоения ФГОС.