Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL COMPETENCE SPECIALIST´S FORMATION

Sidorin A.V. 1 Sidorin V.V. 1 Pokrovskaya M.V. 1
1 Moscow State Technical University of Radioengineering Electronics and Automation
Presents the algorithm of the process analysis for development and updating of information and communication technologies and training´s means at the specialist´s education.
information and communication technology (ICT)
technical means of education
process approach
management
updating

Профессиональные компетенции специалистов – выпускников вузов включают в себя владение современными информационными технологиями (ИКТ), а эффективность их формирования в значительной зависит от своевременности их актуализации в образовательном процессе. В свою очередь эффективность образовательной и научно-исследовательской деятельности технического университета в современных условиях в значительной степени определяется уровнем освоения и применения современных инфокоммуникационных технологий [1-5]. При этом одним из важнейших условий организации и проведения и учебного процесса и научно-исследовательских работ является своевременность актуализации применяемых инфокоммуникационных технологий. Эта роль в системе менеджмента качества образовательного учреждения отводится мониторингу образовательной и научно-исследовательской деятельности и анализу его потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения [6–8]. Предлагаемый алгоритм процесса анализа в менеджменте инфокоммуникационных технологий рассмотрен на примере технического университета с кафедрально-факультетской (или кафедрально-институтской) организационной структурой.

1. Цель и этапы анализа

Целью анализа потребностей в освоении и актуализации инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения является определение вида, состава, содержания и количества требуемого информационного обеспечения образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других видов деятельности на кафедре, включая:

• планирование, выполнение, контроль, анализ, верификацию и валидацию процессов образовательной, научно-исследовательской, инновационной и другой деятельности;

• менеджмент рисков при выполнении процессов образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других видов деятельности, связанных с инфокоммуникационными технологиями и техническими средствами обучения;

• разработку и выполнение корректирующих и предупреждающих действий;

• менеджмент качества образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других видов деятельности университета на основе или/и с применением инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения (CAD-CAM, CALS-технологий, в частности).

Последовательное, поэтапное выполнение анализа потребностей в актуализации и освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения на основе процессного подхода включает (рис. 1):

sidor1.tiff

Рис. 1. Этапы процесса анализа потребностей в актуализации и освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения

• установление и документирование основных задач анализа потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения;

• установление и периодическая актуализация требований к процессу анализа потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения;

• установление состава процедур и порядка их выполнения при осуществлении процесса анализа потребностей в освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения;

• установление показателей результативности и метода оценки результативности анализа;

• распределение полномочий и ответственности должностных лиц (руководителя и исполнителей) при управлении и выполнении анализа;

• систему взаимодействия исполнителей, участвующих в анализе;

• валидацию, верификацию, менеджмент рисков, оценку результативности, анализ причин появления несоответствий, разработку корректирующих и предупреждающих действий при выполнении анализа;

• регистрацию, хранение и анализа (обработку) данных о процессе анализа.

• общие требования, предъявляемые к формам документов-носителей информации о результатах процесса.

2. Планирование проведения анализа потребности в актуализации и освоении инфокоммуникационных технологий

Порядок взаимодействия исполнителей, структурных подразделений и должностных лиц технического университета при разработке плана проведения анализа потребности в освоении и актуализации инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения представлен в табл. 1.

3. Результаты анализа потребности в актуализации и освоении инфокоммуникационных технологий

Результаты анализа – перечень требуемых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения. Составленный в результате анализа перечень требуемых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения должен соответствовать требованиям полноты, достоверности, своевременности и непрерывности или с периодичности обновления, исключающей потерю актуальности. Составление перечня должно обеспечиваться представлений от всех сотрудников кафедры сведений, необходимых и достаточных для проведения их оценки и анализа.

Все документированные результаты анализа с целью обеспечения их идентификации содержат:

• наименование кафедры;

• идентификационный номер заявки с приложениями;

• дату регистрации заявки;

• перечень требуемых кафедрой ИКТ и технических средств обучения;

• обозначение требуемых кафедрой ИКТ и технических средств обучения;

• характеристики и параметры ИКТ и технических средств обучения;

• требуемое количество необходимых для образовательного процесса и научных исследований на кафедре ИКТ и технических средств обучения;

• обоснование необходимости в приобретении или разработке ИКТ и технических средств обучения;

• цену требуемых ИКТ и технических средств обучения;

• фамилию и инициалы заведующего кафедрой;

• подпись заведующего кафедрой;

• дату регистрации заявки;

• другие необходимые сведения.

Таблица 1

Планирование проведения анализа потребности в актуализации и освоении новых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения

sidor2.tiff

Сбор данных о требуемых ИКТ и технических средствах обучения на кафедре выполняют сотрудники кафедры, назначенные распоряжением заведующего кафедрой.

Данные о требуемых кафедрой ИКТ и технических средствах обучения заведующий кафедрой представляет декану факультета (руководителю вышестоящего подразделения).

Заключение

Процессный подход к менеджменту ИКТ, включающий анализ потребностей кафедры технического университета в актуализации и освоении новых ИКТ и технических средств обучения позволяет [5-12]:

• установить соответствие технического уровня, состояния и достаточности ИКТ и технических средств обучения установленным и перспективным требованиям образовательных стандартов и современному уровню научных исследований;

• сформулировать потребности по обеспечению новыми ИКТ и техническими средствами обучения для удовлетворения установленным и перспективным требованиям в образовательном процессе и в научных исследованиях;

• оценить риски, связанные с анализом потребностей в актуализации и освоении новых ИКТ и технических средств обучения;

• выявить несоответствия и оценить результативность анализа и менеджмента процесса в целом;

• разработать и внедрить корректирующие и предупреждающие действия в менеджмент процесса актуализации, освоения применения ИКТ;

• документировать ход и результаты выполнения процесса.