Современная система дошкольного образования предусматривает разностороннее развитие личностных качеств у детей, где хореографии отводится особая роль. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Обучаясь выполнять хореографические упражнения, дети не только учатся понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление, фантазию и интеллект, осваивают этические нормы общения как друг с другом, так и со взрослыми. Между тем, хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его духовного, волевого, физического и пластического развития. На гармоничном сочетании всех этих факторов и закладывается начало формирования внутренней социальной культуры личности дошкольника.
Изучению частных вопросов влияния занятий хореографией на гармоничное развитие ребенка посвящены исследования многих ученых. И.А. Баднин, И.И. Бахрах, Б.В. Шавров рассматривали вопросы физического совершенствования человеческого тела по средствам обучения хореографии. Ф.В. Лопухов, В.И. Нилов в своих работах отмечали, что занятия танцами прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. По мнению известного психолога Л.С. Выготского, хореография является богатейшим источником эстетических впечатлений, так как синтезирует в себе движение под музыку с воплощением и передачей исполнителем заданного художественного образа. Следует отметить, что важная роль при занятиях с дошкольниками отводится изучению начальной классической школы хореографии, музыкально-ритмической грамоте. «Знание технических средств – даже очень несовершенное – способно значительно повысить и углубить творческую жизнь ребенка» – заметил М.М. Рубинштейн. Однако не следует, полагал ученый, преувеличивать значение технических умений и навыков, если мы говорим о маленьких детях. Их формирование должно носить вспомогательный характер, это не самоцель, а лишь способ, при помощи которого можно поставить воспитанников в положение творящих.
Следовательно, говоря о занятии хореографией в дошкольном возрасте, основная цель педагогической деятельности – эстетическое развитие качеств личности ребенка по средствам изучения хореографического искусства. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Для достижения чего мы считаем необходимым решать следующие задачи:
1) прививать интерес к хореографическому искусству при применении разнообразных форм и методов работы (проведение занятий в специально оборудованном зале; просмотр балетных спектаклей, представлений, концертов как на профессиональных театральных сценах, так и по средствам использования технических средств обучения;
2) развивать эстетическое восприятие, представление, способствовать формированию музыкального, художественного вкуса, посредством подбора интересного музыкального материала, при проведении интегрированных занятий по хореографии, включающих использование таких видов художественно-творческой деятельности как музыка, литература;
3) воспитывать естественное побуждение и творческий подход к деятельности для развития интереса и применения разнообразных игровых приемов и способов обучения, посредством совместного с детьми и родителями создания красочных костюмов для выступлений;
4) обучать основам грамотного выполнения хореографических упражнений, в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста;
5) укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического и профессионального проведения занятий, основанного на классических педагогических принципах обучения и внедрения инновационных форм и методов воспитания дошкольников.
Таким образом, занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество – чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело. Такие занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством, также помогают определить педагогические и организаторские способности детей. Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний, только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.