Многолетний опыт преподавания показывает, что пятибалльную систему оценивания знаний учащегося на уроке нельзя считать объективной. Во-первых, за один и тот же ответ по содержанию одному ученику выставляется оценка «5», а другому оценку «3». В данной ситуации учитель руководствуется, прежде всего тем, кто отвечает: отличник или ученик, не мотивированный на обучение. Во-вторых, чаще всего педагог, оценивая знания ученика, действует интуитивно. Немаловажную роль в этом вопросе играет и настроение самого преподавателя: если хорошее, то можно побаловать и слабого ученика неплохой оценкой, а если плохое – то и отличник за правильный ответ может получить далеко не «5». А если педагог еще делит класс на любимчиков и детей, неспособных знать предмет, то в этом случае вопрос объективности оценки оставляет желать лучшего. Как правило, такое отношение к оцениванию работы на уроке влечет за собой у учащегося отсутствие успешности в обучении. Непонимание требований к выставлению оценки предполагает поверхностную подготовку к уроку: зачем себя напрягать, если, все равно, выше тройки не получу? А следом, как аксиома: падение мотивации к обучению данному предмету.
Как правильно оценивать работу ученика на уроке? Чем руководствоваться, чтобы за один и тот же ответ к разным учащимся требования были одинаковыми? Так ли важно, чтобы ребенок в процессе обучения понимал, какой объем работы необходимо выполнить для получения конкретной оценки? Каким образом, оценивание способствует развитию мотивации ученика? Ответы на данные вопросы были получены на курсах обучения по программе второго уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров РК. Один из семи модулей программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения» нацеливает педагога на уроке проводить оценивание работы учащегося по двум направлениям: формативно и суммативно.
Каждое задание на уроке оценивается в баллах. Ученик знает, сколько баллов ему необходимо набрать в течение урока на оценку «5» , «4» и «3». Выполнив задание, пройдя проверку учителем, одногруппником или другой группой, учащийся заносит наработанные баллы в индивидуальную карточку оценивания. Отрабатывая более детально учебный материал на каждом уроке, учащийся начинает верить в свои силы, стремится повысить свою оценку от урока к уроку. Если работа ученика за урок оценивается «2», то в общем потоке каждоурочных оценок она не заметна, ребенок не испытывает негативного отношения к отрицательной оценке, зная, что исправит положение на следующем уроке. Здесь на помощь приходит критериальное оценивание. Приведем пример оценивания решения задач с помощью пропорций в 6 классе. Изначально, знакомясь с данной темой, учащимися вырабатывается алгоритм решения задачи. Опытный педагог может легко наложить на данный алгоритм оценочную шкалу: по условию задачи составить соответствие между данными величинами – 1 балл, правильно определить вид пропорциональной зависимости: прямая или обратная (указать направление стрелок) – 1 балл, правильно составить пропорцию к задаче – 1 балл, найти неизвестный член пропорции (согласно правилу) – 1 балл, получить при вычислении и записать правильный ответ – 1 балл, аккуратное оформление задачи в тетради – 1 балл. Итого шесть баллов, которые учащийся может получить при решении соответствующей задачи. Случается, что время выполнения задания истекло, а ученик успел выполнить только три шага согласно критериям. Ученик имеет возможность поставить в лист оценивания три наработанных балла. При традиционном подходе, в силу того, что ответ задачи не получен, как правило, деятельность ребенка в этом случае не оценивается. Данный подход к оцениванию работы ученика на уроке стимулирует его работоспособность. Получая оценку, ученик сам может, проанализировав свою деятельность на уроке, осмыслить, каких знаний ему не хватает, чтобы улучшить свой результат. Наступает понимание того, что, чем более тщательно учащийся разбирается при изучении нового материала, тем выше будет его результат в практической деятельности, а учитель, свою очередь, имеет возможность более объективно оценить каждого ученика. На таких занятиях слабоуспевающий учащийся делает на каждом уроке посильные шаги в обучении математике. Отличник первоначально при данной системе оценивания может не подтвердить свои отличные знания, но в процессе объяснения слабоуспевающим учащимся изучаемого материала, разъяснения выполнения заданий, у него наблюдается наработка более глубоких знаний и, как следствие, повышается оценка.
Таким образом, применяя данное оценивание, у учащихся растет желание быть активным участником процесса обучения, что способствует развитию мотивации.