В период последнего десятилетия в развитии российского государства и общества наблюдается сложный и неоднозначный этап в реформирования всех сфер жизнедеятельности.
Необходимо выделить, что главной целью таких реформ является переход на новый этап развития, ускорение модернизации, совершенствование социально-экономического и политического благополучия, формирование стабильного государства, развитие устойчивого и процветающего общества.
В период с 2005-1013 гг. бюджетный учет приобрел значительные изменения, в частности, его методология требует постоянного совершенствования внутреннего контроля в соответствии с вновь разработанными нормативными актами. Но несмотря на это, в целом, вся система финансового контроля все еще отстает от необходимого уровня экономического функционирования, интересов общества и задач государства в финансовой сфере.
Проблема создания и развития эффективной и результативной системы государственного финансового контроля за расходованием финансовых ресурсов бюджетными учреждениями в России, на которые оказывает сильнейшее влияние рыночные преобразования, в современном мире является актуальной. Значимость проблемы подтверждается постоянными реформированиям в бюджетной сфере: внедрение элементов среднесрочного планирования и программно-целевых методов, создание системы госзаказа в бюджетных учреждениях, формирование единого счета для учета доходов и средств федерального бюджета, апробация новых организационно-правовых форм бюджетных учреждений, реформирование бюджетного учета и отчетности.
Резюмируя вышеизложенное можно заключить, что современное состояние информационной системы в государственных бюджетных учреждениях требует качественно нового подхода к организации финансового контроля. Существующая система бухгалтерского учета не в состоянии обеспечить управленческий персонал хозяйствующих субъектов информацией, достаточной для подготовки, обоснования и принятия эффективных управленческих решений.
Бюджетные учреждения являются активным участником рынка, что отражается на их финансово-хозяйственной деятельности. Современные процессы реформирования всех отраслей жизнедеятельности не могли не затронуть функциональную деятельность бюджетных учреждений. Поэтому в секторе общественных услуг сформировалась рыночно-предпринимательская среда, посредством которой бюджетные учреждения ищут новые источники формирования финансовых ресурсов, а соответственно и финансовые инструменты и рычаги.
Федеральный закон от 8.05.2010 года № 83-ФЗ определяет реформирование государственных (муниципальных) учреждений. В результате с начала 2011 года выделяют три типа таких учреждений:
- казенные,
- бюджетные,
- автономные учреждения.
Отличие бюджетных и автономных учреждений от казенных состоит в том, что они лишены права на получения прямого бюджетного финансирования, и имеют возможность получать их только в форме субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий. Кроме того, казенные учреждения не имеют права самостоятельного распоряжения денежными средствами, которые они получили от приносящей им доход деятельности.
Изначально вся система государственного финансового контроля должна была обеспечивать соблюдение целевой направленности выделяемых бюджетных средств. Современные тенденции организации государственного финансового контроля говорят о необходимости выделения фактора – результативность использования выделяемых получателям государственных финансовых ресурсов.
Анализ современных методов и подходов к оценке проведения финансового контроля показал, что наиболее приоритетными являются проблемы качества предоставления и обоснованности финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг. Необходимо отметить, что основным критерием эффективной деятельности государственных и муниципальных учреждений удовлетворённость населения получаемыми государственными и муниципальными услугами в условиях дифференциации потребностей населения.
В результате проведения исследований, мы пришли к выводу, что в полной мере еще не разработана совокупность мер и методов для обеспечения единства государственного финансового контроля. В системе государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют единые правила и стандарты контрольной деятельности, унифицированная отчетность органов государственного и муниципального финансового контроля.
БК РФ говорит о возможности создания подразделений внутреннего контроля, который обеспечит соблюдение стандартов и процедур составления бюджета, бюджетной отчетности и ведения учета, разработку и осуществление мер повышения результативности использования бюджетных средств и внебюджетных финансовых ресурсов. Организация службы внутреннего финансового контроля должна строиться по следующей схеме (Рис.1).
В результате анализа данной схемы, мы видим, что изначально необходимо создать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами. Она будет включать формирование единой правовой, методологической и организационной системы, создание единых правил и стандартов контрольной деятельности для всех субъектов финансового контроля. Такая система позволит повысить уровень качества управления государственными (муниципальными) финансами.
Рис.1. Схема внутреннего финансового контроля в бюджетных, казенных и автономных учреждениях
Дальнейшая процедура внутреннего финансового контроля строиться на выявлении и формировании круга вопросов, которые необходимо решить в процессе создания службы контроля. Перечень вопросов, в отношении которых планируется осуществить контрольные действия можно представить в виде блоков:
• вопросы связанные с использованием бюджетных средств,
вопросы соблюдения процедур обоснования закупо • к, нормирования закупок и формирования начальной цены контрактов,
• вопросы достоверности отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ (подпрограмм) и государственных (муниципальных),
• вопросы проверки правильности ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и достоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности,
• вопросы контроля за соблюдением условий предоставления средств из бюджета,
• другие.
В соответствии с данными вопросами необходимо сформировать цели внутреннего финансового контроля и определить его функции, основными из которых являются функции:
• формирования структурных единиц отдела, специализированных на выполнении определенных функций;
• разработка единых правил и стандартов контрольной деятельности;
• разработка должностных инструкций контролеров;
• разработка положений о службе внутреннего финансового контроля;
• формирование показателей и индикаторов деятельности субъектов;
• объединение однотипных функций в группы.
В результате реализации функций будут сформированы службы внутреннего финансового контроля в бюджетных, автономных и казенных учреждениях. В следствие того, что получение бюджетных средств в данных учреждениях различны, то и их функции будут отличаться.
Таким образом, процесс создания структуры внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях позволит создать систему контрольных органов, где будет обеспечиваться улучшение качества предварительного и текущего контроля. Контролера в такой среде необходимо будет обеспечить информационной базой и модифицированным нормативным регулированием.
Исходя из проведенного выше анализа современного состояния финансовой контрольной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, можно сделать вывод о том, что в данной сфере необходимо создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.