Международная миграция рабочей силы, как один из факторов развития мировой экономики существует на протяжении нескольких столетий, тем более постиндустриальная экономика не может существовать без обмена рабочей силой. Специфика современного развития мировой экономики состоит в том, что ни одна страна, даже самая развитая, не в состоянии обеспечить опережающее развитие науки и техники только национальными кадрами. Например, в США более 40% изобретений регистрируют эмигранты.
В условиях глобализации мирового хозяйства возрастает взаимодействие хозяйствующих субъектов разных стран в сфере воспроизводства и применения трудовых ресурсов и интеллектуального труда. Высококвалифицированных специалистов, обладающих эксклюзивными профессиональными навыками, значительно меньше относительно общей величины спроса на них, поэтому возрастает их мобильность, в том числе на международном уровне. Таким образом, «утечка умов» представляет собой одну из форм миграционного поведения, а именно выезд за границу на постоянную работу высококвалифицированных специалистов, не находящих применения своим способностям или не получающих ожидаемой отдачи в «родной» стране.
Большинство квалифицированных мигрантов стремятся попасть в развитые страны. Так количество образованных агентов, мигрировавших в США за последние десять лет, увеличилось на 60%, в Европу – на 88%, в Азию – на 35%. Количество неквалифицированных мигрантов выросло за этот же промежуток времени в США лишь на 29%, в Европе – на 9%, в Азии – менее чем на 1%. В эпоху глобализации явление «утечки умов» превратилось в проблему для многих стран. В Западной Европе все больше молодых людей предпочитают получать образование в собственной стране, но работать уезжают, как правило, в США.
Основную массу квалифицированных эмигрантов из России сейчас составляют молодые люди с высшим образованием. Причины их отъезда очевидны – это низкая зарплата и отсутствие перспектив профессионального роста. Так, по официальной статистике, до 60% россиян – победителей международных олимпиад уезжает на работу за границу, а обратно возвращаются лишь 9%. С целью трудоустройства за границей Россию ежегодно покидают до 15 % выпускников вузов.
В качестве активных «стран-импортеров» российских талантов традиционно выступают США, Германия и Великобритания. Относительно недавно вектор направления интеллектуальной миграции начал смещаться в сторону активно развивающихся стран, таких как Южная Корея или Бразилия.
Миграция высококвалифицированных специалистов осуществляется в следующих формах [2]:
- обмен мозгов (brain change) – подразумевает двусторонний обмен специалистами между странами. В случае, когда одно из направлений становится преобладающим говорят либо об «утечке умов», либо об их притоке;
- утрата мозгов (brain waste) – подразумевает миграцию специалистов в новых формах занятости, которые не требуют применения способностей и опыта, используемого на предыдущем месте работы;
- циркуляция мозгов (brain circulation) – подразумевает циклические перемещения: заграницу для обучения и работы, а затем с учетом полученных новых профессиональных знаний и опыта обратно на родину;
- утечка мозгов (brain drain). Считается, что отток высококвалифицированных кадров подрывает способность страны к социально-экономическому развитию, что ведет к снижению в ней уровня жизни населения;
- приток мозгов (brain gain);
- обратная утечка мозгов (reverse brain drain), т.е. отток специалистов, прибывших в страну.
Несмотря на сохранение значимости традиционных форм «утечки умов», все большую актуальность приобретают ее новые формы, например, утечка идей, не сопровождающаяся физическим перемещением российских граждан. Немало отечественных НИИ работает на зарубежных заказчиков, таких как, «Сан Микросистем», «Коминг», «AT энд Бэлл Лабораториз», «Форд Моторз», «Дженерал Электрик» и других. Около восьми тысяч живущих в России ученых работают более чем по 40 научным программам, осуществляемым в интересах зарубежных заказчиков. От такого «сотрудничества» Россия теряет ежегодно 600-700 млн долл США, а от того, что наши производители интеллектуальной продукции не умеют ее продавать, ежегодные потери составляют 3-4 млрд долл США.
За счет прямых потерь (миграция специалистов за границу или перемещение из российских предприятий в фирмы с участием иностранного капитала) каждые 5–7 лет Россия лишается в среднем одного годового бюджета. Если же посчитать упущенную выгоду от нереализованных идей и оценить потери от разрушения научных школ, то эта цифра возрастет не менее чем на порядок.
Очевидно, что проблема «утечки мозгов» - это острейшая проблема снижения интеллектуального потенциала страны, представляющая угрозу национальной безопасности России. В современных условиях, когда в произведенном общественном продукте доля интеллектуального труда достигает 70 и более процентов, можно уверенно говорить, интеллектуальный ресурс стал главным фактором обеспечения безопасности любого государства.
Затормозить «утечку мозгов» можно, создав условия для жизни и творческой деятельности интеллигенции, повысив престиж и социальный статус в обществе научного работника, грамотного инженерно-технического, квалифицированного рабочего. Это очень сложный и продолжительный процесс, требующий активного нормативного и финансового участия со стороны государства.
Возможные меры по остановке массовой «утечки умов» из страны могут быть следующими [1]:
1. Повышение уровня оплаты труда научной интеллигенции, инженерно-технического корпуса, квалифицированных рабочих. Например, в Южной Корее с целью предотвращения «утечки мозгов» открыты лаборатории, в которых установлена оплата труда ученых на уровне американских стандартов.
2. Создание федерального агентства по связям с интеллектуальными кадрами соотечественниками за рубежом для создания и поддержки совместных научных и научно-технических исследовательских программ, укрепление профессиональных связей и создание условий их возвращения на родину.
3. Разработка и реализация национальной политики, направленной на приоритетное финансирование тех исследований, которые отвечают научным интересам страны, поддержку научных школ, талантливых ученых, особенно молодых, с которыми связано будущее России.