Интенсивное и устойчивое развитие лесного хозяйства немыслимо без изучения и обмена опытом как междуразличными организациями и регионами России, так и между разными странами. На современном этапе в мировой практике принято выделить три экономические системы ведения лесного хозяйства:
Централизованно планируемая. Данная система лесоуправления характерна для социалистически ориентированных стран, таких как Куба, Вьетнам, Монголия.
Рыночная система организации лесного хозяйства с частным лесовладением. Данный вид управления осуществляется на основе ряда принципов, таких как: владение, пользование и воспроизводство леса, осуществляемое частными лесовладельцами; государство реализует функции регулирования и контроля; лесохозяйственная деятельность финансируется за счет средств лесовладельцев под контролем государственных органов. Эта система нашла широкое распространение в ряде стран Европы, например Финляндии, в Латинской Америке (Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Аргентина), в Центральной Америке (США), а в Восточной Азии – Китай
Регулируемые рыночные отношения с различными формами собственности на леса. В странах, использующих такую систему управления лесами, осуществляется государственное регулирование лесного хозяйства в условиях рыночной экономики при балансе интересов государства и предприятий, использующих лесные ресурсы при различных формах собственности. Такая система является основной формой лесопользования и хозяйственного управления лесами как в ряде развитых стран , таких как Канада, Германия, Норвегия, Австрия, а также и во многих развивающихся странах (Польша, Камерун, Индонезия, Никарагуа).
Организация лесоуправления в конкретной стране в большей степени будет обуславливаться выбранной системой построения отношений между государством и лесопользователями. Практика показывает, что достижение значительных успехов в ведении лесного хозяйства возможно при любой экономической системе [1].
В качестве объектов изучения мы отобрали три страны: Германию, Канаду и Финляндию, так как именно они являются признанными мировыми лидерами лесопромышленного комплекса, обладающими наиболее передовым технологическим оснащением, эффективной организацией управления и строгими экологическими нормами ведущихся лесозаготовительных работ.
Родиной лесного хозяйства как вида экономической деятельности является Германия. Лесная статистика как учение о доходах и расходах лесного хозяйства и принцип устойчивости лесопользования в качестве вида регулируемого лесного хозяйства появились и получили развитие в этой стране в XVIII веке, а первые упоминания об устойчивом ведении хозяйства встречаются уже в XVI веке.
Общая картина землепользования в Германии выглядит следующим образом: 31 % от всей площади – земли лесного хозяйства, 53 % − земли сельского хозяйства, 16 % − земли поселений, транспортные и проч.Данные лесной инвентаризации показывают, что 1/3 всей площади Германии относится к землям, предназначенным для ведения лесного. Лес занимает около 11,1 млн га. Учитывая высокую плотность населения в стране, можно констатировать, что на один гектар леса приходится около семи жителей. В соседних странах этот показатель несколько ниже: в Швейцарии− 6, в Австрии− около 2, во Франции− около 4, в Швеции− 0,3 и в Финляндии− 0,2 чел./га.
В настоящее время в частной собственности находится около 43,6 % лесов. Площадь частных лесов в два раза больше площади корпоративных лесов и в полтора раза − площади лесов, находящихся в собственности федеративных земель.Только 11,9 % всех частных лесных предприятий имеют площадь, превышающую 1000 га, более половины (57 %) имеют площадь, не превышающую 20 га, 8 % лесовладельцев располагают лесами площадью от 20 до 50 га, 6 % − от 50 до 100, 5 % − от 100 до 200, 7 % − от 200 до 500 и 5 %− от 500 до 1000.
Как правило, мелкие лесовладельцы получают поддержку в виде консультаций и услуг по управлению лесами от государственных лесхозов и органов управления лесным хозяйством федеральных земель. Большинство лесопользователей имеют наряду с лесными площадями земли сельскохозяйственного назначения.
Государственные леса, находящиеся в собственности федеративных земель, занимают 29,6 % лесных площадей. Средняя площадь лесного предприятия − более 1000 га. Наибольшая площадь лесов, находящихся в собственности федеративной земли, в Сааре (48,2 %), наименьшая − в Северном Рейне − Вестфалии (14,3 %). 19,5 % всех лесов Германии находится в корпоративной (коммунальной) собственности. Наибольшее число предприятий корпоративной формы собственности расположено в центральной и юго-западной части Германии.На долю федеральных приходится только 3,7 % лесов (409 340 га). В основном это леса, имеющие военное значение, а также леса, растущие вдоль автомагистралей.
В Финляндии 60 % лесов принадлежит частным лицам. В стране 735 тыс. лесовладельцев, средний размер надела составляет 30 га. Государству принадлежит 25 % лесов страны, а крупным компаниям – всего 10 %. Площадь лесов, ежегодно отводимых для заготовки древесины, составляет 550 тыс. га, а площадь лесовозобновления составляет 160-170 тыс. га, причем на естественное лесовосстановление приходится 37 %.
В Финляндии компании обычно владеют лесами на правах собственности или получают права на заготовку древесины у сторонних владельцев – частных лиц или государства. Для компаний лесовладение не является выгодным бизнесом в сравнении с деревообработкой, поэтому они стремятся покупать древесину у сторонних лесовладельцев. Однако владение собственными лесами помогает компаниям снижать риски удорожания или недостатка сырья. Государственная лесная политика Финляндии основана на традиционном семейном владении, поэтому государственная Лесная служба выкупает леса только в целях охраны окружающей среды, а не для увеличения объемов государственной заготовки [2].
Разумеется, поддержка со стороны государства есть. Ежегодно выделяется около 80 млн евро на поддержку устойчивого лесоводства. Например, если владелец сажает новый лес, ему компенсируются некоторые расходы. Сейчас эти субсидии составляют около 30 % от всех затрат на лесоуправление в частном секторе, остальные 70 % вкладывают сами собственники. Государство также субсидирует около 30 % расходов на строительство лесных дорог.
Контроль правоприменения и исполнения региональных программ, а также распределение государственных субсидий среди лесовладельцев осуществляют лесные центры. Они также консультируют и обучают лесовладельцев, следят за лесными дорогами и составляют для собственников на контрактной основе планы лесоуправления участками .
Канада – одна из крупнейших лесных держав, ей принадлежит 10 % покрытой лесом площади планеты. Лесные ресурсы входят в число основных богатств страны, а их площадь составляет 45 % территории. Общие запасы древесины в лесах Канады оцениваются почти в 20 млрд. м3, из них 82 % лесов относится к бореальным. Соседство с США, крупнейшим потребителем продукции лесной промышленности, и богатейшая ресурсная база объясняют высокое развитие лесной индустрии в Канаде. Ее лесной сектор – один из наиболее передовых в мире по технологическому оснащению, организации управления и строгим экологическим нормам лесозаготовительных работ [1].
Лесные земли в Канаде преимущественно (93 %) принадлежат государству (77 % собственность провинций, 16 % федерального правительства). При этом распределение функций между федеральным центром страны и провинциями в области ведения лесного хозяйства осуществлено следующим образом:
• в компетенции федеральных органов власти находится организация научно-исследовательской работы, принятие мер, обеспечивающих охрану окружающей среды и защиту прав коренных народов страны, вопросы внешней торговли и контроля за соблюдением международных соглашений в сфере ведения лесного хозяйства и торговли лесопродукцией;
• все прочие вопросы, затрагивающие регулирование лесного хозяйства, в том числе и воспроизводства лесов, являются прерогативой правительства провинций.
Как и в любой другой стране мира, в Канаде основа организационно-административных методов государственного управления заложена в его законодательстве. Лесное законодательство Канады, регулирующее организацию лесопользования и лесовосстановления, включает в себя следующие нормативно-правовые акты: Конституцию Канады, Лесной закон, Земельный закон, Закон о восстановлении лесов, Закон об управлении древостоем, Закон о лесных заповедниках, Закон Министерства лесов, Руководство по деятельности в лесу и на пастбищах и другие руководства и наставления.
Вся совокупность вышеназванных нормативно-правовых актов находит свое практическое применение при заключении разного рода гражданских договоров между государством и лесопользователем при передаче участков лесного фонда в аренду. Основными формами арендных отношений в Канаде являются: соглашение на заготовку древесины; лесная лицензия; лицензия на лесохозяйственное производство; лицензия на покупку леса на корню.
Россия – огромная страна, поэтому на такой большой территории могут сосуществовать все перечисленные ранее системы управления лесами в различных сочетаниях. Но важно отметить, что слепое копирование чужого опыта опасно: методы, при помощи которых может быть обеспечено устойчивое лесоуправление, могут в значительной степени различаться в зависимости от природно-климатических особенностей региона, характеристик лесных насаждений, степени освоения лесов, уровня развития лесного хозяйства.