Согласно проведенным исследованиям, процесс налоговых правоотношений между государством и налогоплательщиками в лице физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основывается на определенном механизме. Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) предусматривает, что как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов имеются как права так и обязанности.
Одним из основополагающих прав налогоплательщиков является право на использование вычета при расчетах в хозяйственных операциях при уплате налога на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС).
Вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании ст. 171 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Условиями для вычета НДС, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 1 ст. 172 НК РФ, являются:
- приобретение товаров (работ, услуг) для операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;
- наличие счета-фактуры поставщика, оформленного в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ;
- наличие первичного документа, на основании которого указанные товары (работы, услуги) принимаются к учету (письмо Минфина России от 30.07.2009 N 03-07-11/188).
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
При этом п.6 ст. 169 НК РФ содержит обязательную норму о том, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В то же время согласно п. 2 ст. 169 НК РФ и имеющейся судебной практики невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может служить основанием для отказа принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом.
В связи с этим возникает противоречие между теоретической и практической составляющей применения положений НК РФ.
В соответствии с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, право на вычет (возмещение) налога признается собственностью соответствующего лица (постановления от 03.07.2003 по делу «Буффало против Италии», от 09.01.2007 по делу «Интерсплав против Украины», решение от 22.01.2009 по делу «Булвес АД против Болгарии»).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 N 83-О-О, отмечается, что положения НК РФ, регулирующие порядок возмещения НДС, направлены на реализацию, а не на ограничение прав налогоплательщиков, их применение налоговыми органами и судами связано с казуальным толкованием, при котором учитываются фактические обстоятельства каждого конкретного дела.
В постановлении Восемнадцатого Арбитражного Апелляционного суда РФ от 3 августа 2011 г. N 18АП-6719/2011 указано на то, что наличие обстоятельства, свидетельствующего, что спорные счета-фактуры подписаны другим лицом, а не директором организации контрагента, само по себе не может быть положено в обоснование отсутствия у подписавшего документ лица соответствующих полномочий, если инспекцией это не доказано (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 11871/06).
Несоответствие данных подписанта само по себе безусловным образом еще не порочит счет-фактуру как ничтожный документ, в случае, если не опровергнута реальность оформленной им хозяйственной операции по иным содержащимся в нем налогозначимым сведениям.
В применении налогового вычета по НДС может быть отказано при условии, если налоговым органом будет доказано, что предприятие действовало без должной осмотрительности и, исходя из условий и обстоятельств совершения и исполнения соответствующей сделки, оно знало или должно было знать об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов ввиду их подписания лицом, не являющимся руководителем контрагента, или о том, что в качестве контрагента по договору было указано лицо, не осуществляющее реальной предпринимательской деятельности и не декларирующее свои налоговые обязанности в связи со сделками, оформляемыми от ее имени.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о противоречии императивной нормы законодательства и практического правоприменения указанных положений НК РФ судами.
В качестве вывода хотел бы отметить следующее.
Для разрешения указанных выше противоречий теоретических и практических положений толкования НК РФ необходимо внести изменения в главу 21 НК РФ и установить четкий перечень требований, необходимых для получения вычета по НДС и тем самым определить на законодательном уровне достоверность счет-фактуры, подписанной неуполномоченным лицом и предъявляемым контрагентом к вычету (возмещению по НДС).