Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1 Kazan (Volga region) Federal University

В разных странах корпоративное управление имеет свои отличительные особенности, в связи с этим корпоративное управление принято рассматривать с учетом национальных особенностей. Национальная модель корпоративного управления представляет собой систему управления, которая основывается на осуществлении корпоративного контроля с помощью различных методов, наиболее характерным экономическим условиям национальной экономики.

Наряду классическими моделями корпоративного управления: немецкой, англо – американской и японской, выделяют модели, особенности которых сложно отнести к какой – либо из имеющихся моделей. К одной из таких моделей относится – семейная модель корпоративного управления. Данная модель корпоративного управления встречается в странах латинской Америки, Азии, а также в некоторых европейских странах – Италии, Франции и Швейцарии.

Особенностью данной модели является то, что управление осуществляется членами одной семьи, при этом капитал распределяется и концентрируется по семейным каналам. Контроль над компаниями выстраивается при помощи пирамидального построения группы, таким образом, группа компаний, которые контролирует семейная холдинговая, в свою очередь контролируют следующую группу фирм и так далее. В данной модели инвесторы привлекаются только при необходимости получения дополнительного капитала, при этом они не могут владеть большинством голосов в одной из фирм, относящихся к семейному холдингу.

В данной модели используется горизонтальная структура перекрестного владения акциями. Это необходимо для того чтобы прибыли компаний, входящих в холдинговую структуру, переводить на головную компанию, которой принадлежат все права на капитал и которая имеет полный контроль над всеми компаниями группы. Перераспределение денежных средств может быть осуществлено методами трансфертного ценообразования, перекрестного финансирования либо взаимного страхования.

Помимо этого для сохранения контроля над фирмами, входящими в группу, выпускаются несколько классов акций с неравными правами голосования. В данном случае головной фирме принадлежат акции с большим количеством голосов, а акции с меньшим количеством голосов на акцию размещаются для обращения на бирже. В случае если оба класса акций дают право на один голос, акции, принадлежащие семейной структуре, обладают определенными преимуществами, к примеру, исключительным правом при выборе большинства членов совета директоров.

Также данная модель имеет характерные особенности агентских издержек. В отличие классических моделей, в семейных бизнес – структурах действия менеджеров направлены в пользу только одной группы акционеров, то есть семьи. Отличительной особенностью является проявление агентских издержек в сделках между родственными семейными компаниями, которые наносят урон внешним акционерам.

Внешнее финансирование в семейной модели корпоративного управления преимущественно осуществляют банки, поскольку акционерный капитал и рынок облигаций неразвиты. В связи с этим проявляется важность роли банков как органов, контролирующих поведение компаний. Однако в странах, для которых характерна данная модель, коммерческие банки редко являются крупными. Зачастую банки имеют долю собственности в активах основных корпоративных заемщиков. В этих странах осуществлялась конкуренция с жесткими ограничениями либо запрещением для иностранных финансовых организаций осуществлять коммерческую банковскую деятельность. В итоге банки захватывались конгломератами, контролируемыми семьями, либо становились проводниками государственных субсидий.

Существует мнение, что семейная модель корпоративного управления является неэффективной и устаревшей с точки зрения ведения бизнеса. Однако, более половины ВВП промышленно развитых стран приходится именно на долю семейных фирм. На данном этапе развития корпоративного управления нельзя выделить модель, которая обладала бы очевидными преимуществами по сравнению с другими, и которая могла бы стать универсальной. Наоборот, в последние десятилетия возникла тенденция к унификации и сближению различных моделей корпоративного управления.