Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Постоянно растущий уровень жизни жителей столицы приводит к увеличению численности автотранспортных средств (АТС), парк которых насчитывает сегодня свыше 4,0 млн. единиц только легковых автомобилей. По данным ГИБДД ГУВД г. Москвы доля выбракованных автомобилей составляет 1,5 % в год, т.е. более 67000 единиц (данные 2013 г.). Эти АТС, как правило, и становятся затем БРТС, т.е. вышедшими из эксплуатации автотранспортными средствами, которые не подлежат дальнейшей эксплуатации, считаются отходом и размещены на общественной территории (во дворах, дорогах, на почве или газонах). Из-за наличия в конструкции транспортного средства различных веществ и материалов, которые становятся отходами разных классов опасности, транспортировать их вместе с другими отходами потребления и размещать на полигонах ТБО нельзя. Кроме того, БРТС обладают высоким материально ресурсным потенциалом для автомобильной промышленности и других отраслей народного хозяйства. Они должны собираться и утилизироваться на специализированных предприятиях, образующих городскую систему авторециклинга. Но в настоящее время перерабатывается экологически безопасными способами с получением вторичных материальных ресурсов не более 30% БРТС, образующихся на территории города Москвы (по оценкам МАДИ). Увеличение их численности на городских территориях может привести к росту негативного воздействия на окружающую природную среду (ОПС). В качестве критерия экологической безопасности принимается уровень вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона и БРТС [1].

Основными составляющими негативного воздействия на ОПС являются:

1) вред от химического загрязнения почв отработанными моторными маслами (ОММ) в результате нарушения герметизации БРТС;

2) вред от несанкционированного размещения отходов на почве;

3) вред при порче почв в результате незаконного перекрытия поверхности земли кузовами БРТС.

Для расчета основных показателей использовались данные по содержанию материалов в среднестатистическом легковом автомобиле, подходы, изложенные в методике [2], а так же ряд допущений, основные из которых представлены ниже:

- доля БРТС, расположенных на почве, газонах, парках – 5%;

- площадь земли, занимаемая одним БРТС – 7,74 м2;

- доля ОММ, попадающего на почву – 20% по массе;

- при несанкционированном размещении кузовов БРТС на почве класс опасности принимается равным 4.

В данной работе не были учтены другие опасные вещества и материалы, входящие в состав БРТС (аккумуляторы, антифриз и т.д.), не учитывался вред другим элементам природной среды (воде, воздуху), а так же деятельность предприятий городской системы авторециклинга. Но даже без учета этих факторов уровень вреда для земельных ресурсов Москвы составляет более 35,8 млн. руб в год (таблица 1).

1 Справка. В рамках административной реформы федеральных органов исполнительной власти 2004 года Госгортехнадзор России преобразован в Ростехнадзор с приданием ему дополнительных функций надзора и контроля.

Таблица 1

Оценка уровня вреда (по состоянию на 2013 г.)

Вред от химического загрязнения почв ОММ, тыс.руб

Вред от несанкционированного размещения отходов на почве, тыс.руб

Ущерб при порче почв в результате незаконного перекрытия поверхности почв, тыс.руб

184,0

22101,1

13544,1

 

Проведенная оценка позволила так же выявить линейную зависимость между уровнем сбора БРТС и вредом для ОПС (при повышении уровня сбора и переработки вред линейно снижается).