Ценность леса в национальной экономике очень велика. Лесные ресурсы используются во многих отраслях экономики: в строительстве, в горнорудной промышленности, в мебельной промышленности, в химической промышленности, при получении целлюлозы, бумаги, картона, идет на производство тары. На сегодняшний день у нас в стране утверждены 77 приоритетных инвестиционных проектов на сумму 436,9 млрд. рублей. Из них в Центральном федеральном округе реализуется 11 проектов с объемом инвестиций свыше 66 млрд. рублей, в Сибирском – 13 проектов с объемом 148,4 млрд. рублей. Также в настоящее время прослеживается тенденция постепенного перехода отечественной лесной промышленности на экспорт продукции глубокой переработки. Так, в стоимостной структуре экспорта отмечается сокращение доли круглого леса на 9 % с одновременным увеличением доли пиломатериалов на 8 %, бумаги и картона – на 4 %.
Однако наряду с наметившейся положительной динамикой существенный урон экономике в области лесной промышленности наносит нарушение таможенных правил при экспорте. Эта проблема на сегодняшний день продолжает оставаться такой же острой и актуальной.
Ст. 188 «Контрабанда» УК РФ регулирует отношения и виды уголовно-правовой ответственности за перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров (древесины и лесопродукции) или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, т.е. за контрабанду. Крупным размером признается стоимость имущества (древесины и лесопродукции), превышающая 250 тыс. руб. (п. 4 ст. 158 УК РФ).
Уголовно-правовая ответственность за контрабанду обусловлена размером и способами незаконного перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу РФ. В сфере оборота древесины и лесопродукции контрабанда совершается следующими способами:
1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля (таким способом совершается около 18 % правонарушений);
2) путем фальсификации сопроводительных документов (нелегально заготовленная древесина перевозится в основном в Китай. При этом практически на каждую ее партию имеется пакет документов (сертификаты, декларации, накладные), которые внешне отвечают предъявляемым требованиям. Выявить же подделку может только специалист, уполномоченный в области ведения лесного хозяйства);
3) путем недекларирования или недостоверного декларирования (для введения в заблуждение сотрудников таможенных органов недобросовестными коммерсантами применяется декларирование грузов от имени подставных юридических лиц. Недостоверное декларирование имеет место при перемещении грузов в режиме временного вывоза с таможенной территории, когда на самом деле грузы экспортируются);
Ведущие позиции в России по оформлению лесоэкспорта занимают Иркутская, Красноярская и Братская таможни. С целью пресечения нарушения таможенных правил при экспорте лесоматериалов в конце 2003 г. областная администрация Иркутска организовала лесную милицию. Сотрудники лесной милиции неоднократно сталкивались с проблемами контроля над транспортировкой древесины по дорогам области. Существующая система документооборота не позволяет отслеживать происхождение перевозимой древесины. В целях профилактики и пресечения подобных нарушений Иркутская таможня для своих оперативных целей ввела в 2005 г. обязательную маркировку поступающей на таможенную территорию древесины: на бревна стали прикреплять бирки. При этой технологии на каждое бревно крепится бирка из особо прочной пластмассы, содержащая в электронном виде полную информацию: индивидуальный номер, физические размеры, объем, сортность и прочие характеристики бревна. На основе этих данных формируется доступная таможенным, налоговым, правоохранительным и иным надзорным органом общая электронная информационная база. После этого нововведения были получены положительные результаты, в частности, повышение качества таможенного контроля при снижении временных и ресурсных затрат.
В то же время в 2009 г. было ограничено количество мест таможенного оформления. По России таких постов -128, а на территории Сибирского федерального округа – 22. До 80 % объемов лесоматериалов вывозится железнодорожным транспортом. Места отгрузки лесоматериалов расположены на железнодорожных станциях, которые в ряде случаев находятся на значительном удалении от таможенных постов. Проблему снижения теневого оборота древесины можно решить и через создание «лесных бирж». С их помощью гораздо легче добиться законности вырубки и вывоза древесины, повысить стоимость лесоматериалов и соответственно таможенных и налоговых платежей. Биржевыми торговыми площадками могут быть лесные терминалы, которые работают на территории области (на них, в частности, осуществляется и таможенный контроль). Отсюда и будут вывозить древесину на экспорт. По словам специалистов, переход на торговые биржи позволит организовать лесной рынок и стабилизировать ценовую политику на нем.
Существует и проблема оснащения станций весомым оборудованием для взвешивания вагонов и погрузочно-разгрузочной техникой. Одному таможенному инспектору просто не под силу за короткий срок проверить железнодорожный вагон с лесом или тем более сформированный к отправке состав. Решению данных проблем могла бы способствовать активизация филиалов ОАО «РЖД» по установке в местах таможенного оформления специального оборудования. Данная система позволит осуществлять дистанционный контроль загрузки вагонов и вес перемещаемых в нем товаров в движении.
Должностные лица таможенных органов констатировали, что на экспорт из Иркутской области в основном уходит первоклассный пиловочник. Однако таможенные коды и ставки таможенных платежей на высококачественную древесину и балансы одной породы не различаются. Это создает возможность для махинаций с пересортицей и занижения таможенных сборов и выплат. Рыночная ситуация требует изменения системы кодов ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). По мнению представителей областной таможни, необходимо ввести индивидуальные коды не только для всех экспортируемых пород, но и для различных сортов и сортиментов экспортируемой древесины.
Подводя итоги, можно сказать, что положительный опыт работы таможенных органов Иркутской области может быть распространен на всей территории РФ. В связи с вышеизложенным, основными направлениями развития лесопромышленного комплекса России в целом должны стать глубокая комплексная переработка древесины и выработка продукции с высокой добавленной стоимостью.