Вхождение России во всемирную торговую организацию (ВТО) ставит задачи укрепления и развития малого и среднего бизнеса. Малые и средние предприятия (МСП) в странах ВТО в среднем составляют более 95 % фирм, обеспечивают 60–70 % занятости и постоянно создают новые рабочие места. МСП имеют как сильные, так и слабые стороны, что требует принятия специальных государственных мер их поддержки. Под воздействием процессов глобализации и внедрения новых технологий все меньшую роль в производстве товаров, работ и услуг играет экономия от масштаба. Одновременно все более возрастает значение малого бизнеса и усиливается его вклад в макроэкономическое развитие. Однако следует принимать во внимание, что многие из традиционных проблем МСП, такие как недостаток финансирования, трудности в эксплуатации высокотехнологичного оборудования, недостаток управленческих навыков, низкая производительность труда, административные барьеры, существенно обостряются в условиях глобальной интеграции в мировую систему торговли. Малые предприятия нуждаются в модернизации навыков управления и поиска информации, а также в обновлении технологической базы [1].
В настоящее время малый бизнес ЛПК нельзя назвать эффективно развивающимся. Уровень инвестиций в него остается низким, их основным источником являются собственные средства организаций. Развитие большинства малых предприятий невозможно вследствие нехватки собственных средств, а также проблем с получением заемных средств. Недостаток оборотных средств отрицательно отражается на технологической оснащенности предприятий. Также высока налоговая нагрузка, в особенности для предприятий, использующих общепринятую систему налогообложения.
Предприятиям малого и среднего бизнеса ЛПК нельзя существовать без сырьевой базы. Однако при распределении лесных участков в аренду приоритет остается у крупных холдингов.
Также малому и среднему бизнесу в ЛПК приходится сталкиваться и с жесткой конкуренцией на рынке сбыта продукции: в условиях сезонности поступления заказов, монополизма в ценообразовании и закупок со стороны крупных потребителей сырья .
В результате вышеназванных проблем наблюдается сокращение численности малых предприятий в ЛПК. Противостоять складывающимся не в пользу малого и среднего предпринимательства обстоятельствам малому бизнесу своими силами трудно.
Однако Конфедерация ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности считает малые предприятия основной реально возможной формой организации производства для увеличения числа хозяйствующих субъектов и соответственно объемов производства. Складывающуюся ситуацию можно изменить путем пересмотра отношения госорганов к малым предприятиям, взятия курса на комплексные меры государственной поддержки малого бизнеса.
Развитие малых предприятий лесного сектора должно идти путем переориентации предприятий ЛПК с преимущественно сырьевой направленности на производство продукции высокой добавленной стоимости. Для данного перехода следовало бы предусмотреть льготы предпринимателям лесного комплекса на покупку российской и зарубежной техники и оборудования для глубокой переработки древесины. Данная мера позволила бы снизить стоимость затрат, которые несет предприниматель. Стимулировать развитие глубокой переработки древесного сырья призваны меры таможенного регулирования экспорта лесопродукции за счет увеличения вывозных таможенных ставок на необработанные лесоматериалы и снижения ставок на пиломатериалы, продукцию глубокой переработки древесины [2].
Среди предпринимателей лесного сектора хорошо зарекомендовали себя такие меры поддержки, как субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам и возмещение части затрат, связанных с продвижением продукции на российский и международный рынки (сертификация, выставочно-ярмарочные мероприятия), а также субсидии на разработку бизнес-планов[2].
Все вышеперечисленные меры позволили бы увеличить число субъектов малого предпринимательства, занятого лесозаготовками и лесопереработкой, увеличить объемы производства лесопиления и деревообработки, снизить возможные финансовые риски. Вместе с тем это расширило бы налогооблагаемую базу, увеличило занятость населения, сформировало прочный фундамент для качественного роста регионов и всего ЛПК. Безусловно, для сбалансированного развития отрасли необходимо развитие крупных предприятий типа ЦБК. Но ведь есть еще производство фанеры, плит, шпал, древесного угля, лесохимическое производство, деревообработка, лесопиление... Здесь нам без малого бизнеса никак не обойтись [2].