Строительство – это работа, качество которой зависит не только от дорогостоящего материала, (что тоже немало важно), но прежде всего от людей, ее выполняющих. Финансовый кризис привел к резкому сокращению инвестиций, замораживанию строительных проектов, удорожанию материалов и энергоносителей. В этих условиях предъявляются особые, повышенные требования к системе управления строительной компанией. Некоторые эксперты рынка выделяют несколько основных мер, которые могут способствовать преодолению кризисной ситуации в строительной отрасли. Генеральный директор Российского Союза строителей Михаил Викторов в целях преодолении кризиса предложил реализацию следующих мер:
1. Заморозка тарифов всевозможных монополий (энергетических, транспортных и пр.).
2. Проработка и реализация комплексных мер адресной кредитной поддержки (финансовой) предприятий строительного комплекса, а именно, компаний, занимающихся строительством массового жилья, осуществляющих проекты комплексной застройки с дорогостоящим инфраструктурным развитием, предприятий стройиндустрии, а также промышленного и дорожного строительства, включая выполнение обязательств бюджета по системе госзаказа.
3. Увеличение финансирования строительства жилья за счет федерального и региональных бюджетов.
4. По результатам анализа финансового состояния предприятий строительного комплекса рассмотреть возможность предоставления налоговых «каникул».
5. Упрощение доступа к ресурсам, необходимым для строительства, а именно: земельные участки, вплоть до бесплатного целевого предоставления земли для целей социального массового жилищного строительства, энергоподключение, кредитный ресурс.
Решение задачи минимизации рисков возможно за счет использования современных информационных технологий, в частности систем автоматизации управления предприятием (или ERP-систем). Возможности современных ERP-систем чрезвычайно широки. Для того чтобы ERP-система в строительной компании использовалась наиболее эффективно, она должна в полной мере учитывать отраслевую специфику, быть надежной и простой в эксплуатации. Благодаря современным ERP-системам руководство компании получает возможность полностью контролировать расходы и доходы, выполнение работ на всех объектах, отслеживать реализацию инвестиционных планов, принимать обоснованные управленческие решения. При помощи такого программного сопровождения строительные проекты компании выполняются точно в срок, с запланированной себестоимостью и высоким уровнем качества. Тем самым поддержка со стороны государства и совершенствование системы управления с помощью таких современных систем позволят российским строительным компаниям с минимальными потерями переживать кризисное время.
Не секрет, что строительная отрасль, помимо занятости представителей основных строительных профессий, создает условия для занятости определенного числа специалистов в смежных отраслях – науке, проектировании, металлургии, производстве строительных материалов, машиностроении. В условиях кризисной ситуации остановка строительной отрасли, «замораживание» строек, свертывание инвестиции в основные фонды страны подобна общей экономической катастрофе. Ведь в создании сложных объектов участвуют десятки предприятий-представителей различных отраслей. Поэтому для выхода из кризисной ситуации в стратегическом объединении «государство-бизнес-наука» необходимо прямое участие государства. А.В. Ночный, президент НП «Союз производителей бетона», заслуженный строитель РФ предлагает в связи с этим следующие меры для посткризисной ситуации:
• не допустить снижения темпов строительства и разрушения строительной отрасли; обеспечить разностороннюю государственную поддержку конечному потребителю продукции строительной отрасли;
• государству взять на себя функции основного заказчика в жилищном и социальном строительстве и обеспечить действенный контроль за действиями монополий, установить «правила игры» на строительном рынке с целью обеспечения защиты инвесторов и прав граждан;
• с целью снижения или стабилизации цен на жилье и строительные материалы законодательно ограничить норму прибыли строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
• не допустить пересмотра концепции реформы технического регулирования; активизировать деятельность производителей бетона в области формирования современной нормативно-технической базы развития отрасли, в том числе через участие в деятельности технических комитетов по стандартизации;
• активизировать вопрос о создании в системе Ростехрегулирования самостоятельного технического комитета «Бетон и железобетон» – аналога ISO ТС 71 (Concrete, reinforced concrete and pre-stressed concrete);
• восстановить полномасштабное управление строительством через создание в структуре федеральных органов власти Министерства строительства РФ;
• усилить консолидирующую роль некоммерческих организаций стройиндустрии (включая Союз производителей бетона) в решении отраслевых проблем;
• предприятиям отрасли активно совершенствовать и модернизировать производство, расширять деловые контакты и связи с зарубежными (прежде всего, европейскими) производителями бетона и их объединениями в интересах обеспечения конкурентоспособности отрасли в условиях вступления России в ВТО;
• усилить роль науки и подготовки кадров, поскольку это является необходимым условием динамичного развития отрасли; необходима последовательная интеграция науки и высшей школы с предприятиями и организациями отрасли.
Исследование тенденций посткризисного развития отрасли показывает, что значительные резервы возможностей заключены организационно-административных ресурсах, требующих кардинальных качественных реформ и пристального внимания.