На сегодняшний день проблема экологического воспитания в России актуальна как никогда, так как экологическая ситуация в большей части российских городов не отвечает эталонам чистоты, принятым в экономически развитых странах, и особенно остра, так как в ряде городов она уже достигла критического уровня. Формирование экологической культуры у подрастающего поколения становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования, поскольку не оспорим тот факт, что изучение норм и правил экологического поведения должно начинаться в детстве [3].
В настоящий момент социальная реклама, направленная на формирование экологического этикета у учащихся образовательных учреждений, представлена рекламными полиграфическими материалами, являющими собой средства наглядной агитации, которые распространяются в рамках классных часов в школах; различными event-мероприятиями, приуроченными к праздникам чистоты; наружной рекламой, в частности, рекламными щитами, пропагандирующими экологические знания; и видеофильмами, в основе которых лежит соответствующий воспитательный компонент.
Предлагаемое нами решение данного вопроса находится в области мультипликации и основывается на переориентации взглядов и поведения в окружающей среде учащихся, характеризующихся неустойчивым сознанием и эмоциональной восприимчивостью.
Мультипликационный фильм играет огромную роль в воспитательном процессе ребенка, так как способен сформировать в его сознании модель окружающего мира, образы добра и зла, всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь, как на духовный компас. Герой мультфильма для ребенка – главный авторитет (после родителей), своего рода пример для подражания, и, как следствие, мощное средство для воспитания (демонстрация персонажем того, как следует себя вести в той или иной ситуации).
Таким образом, мы предполагаем, что рекламная анимационная видеопродукция социальной направленности с использованием приемов психологического воздействия позволит изменить позицию учащейся молодежи к окружающему миру, повысить уровень ее экологической культуры.
В ходе исследования был проведен анализ научной литературы, посвященной экологическому воспитанию человека. Была выявлена центральная идея экологической культуры: гармоническое развитие природы и человека проявляется в отношении последнего к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности [1].
Нами были рассмотрены как рекламные мультипликационные ролики, так и ролики социальной направленности. Было выявлено, что часто при их создании используются следующие способы воздействия на аудиторию: устрашающий, драматический и информационный. Однако для разработки проекта, в рамках исследования, нами было избрано юмористическое направление, так как наше практическое решение данной проблемы лежит в плоскости высмеивания неряшливости человека, его лени и равнодушия к городскому и природному окружению. Юмористический подход воспринимается лояльно целевой аудиторией, смягчая назидательность рекламного сообщения.
Также, в ходе исследования нами было определено, что часто применяемыми методами психологического воздействия, которыми пользуются создатели рекламных и социальных роликов, являются внушение и убеждение.
Внушение, как метод психологического воздействия, наиболее ярко проявляется в нравоучительных сказках и баснях. Интересный пример – история, как способ убеждения, в свою очередь, способен сформировать правильное экологическое поведение [2]. Следовательно, социальный мультипликационный видеоролик нравоучительной направленности с использованием юмористических приёмов подачи рекламной информации, позволяет, во-первых, привлечь внимание учащейся молодежи к проблеме загрязнения людьми окружающей среды и, во-вторых, пробудить в них должное чувство ответственности за чистоту городского и природного окружения.
Проект в рамках научного исследования разрабатывался нами в период с 2011 г. по 2012 г. В ходе создания социального мультфильма мы работали со студенческой аудиторией, используя метод RAM-проводника, с целью определения концептуального образа центрального героя. При разработке концепции сценария нами были использованы элементы суггестивного воздействия. За основу формирования сюжета ролика нами была взята типология психотипов, разработанная Аристотелем. В результате разработки видеопродукта мы проявили себя в роли режиссера-сценариста, дизайнера, создавая визуальный ряд (рис. 1), рекламиста (при разработке рекламного посыла), мультипликатора (в техническо-художественной части проекта), а также автора текстового сопровождения (поэта).
Кадры из мультипликационного видеоролика
Проект предполагает дальнейшее развитие. Результаты размещения мультипликационного видеоролика в социальных сетях следующие: на сегодняшний день видеоролик имеет положительную характеристику со стороны зрителей, что уже позволяет нам говорить об успешной реализации замысла продукта научного исследования. Сроки дальнейших контрольных срезов реакции зрителей на продукт социальной рекламы будут рассматриваться нами на протяжении шести месяцев.