Опыт использования технологии геоинформационных систем (ГИС) муниципальными органами власти наглядно показывает, что достоверная географически привязанная информация является критически важным элементом в осуществлении управления. Причина заключается в том, что учет всевозможных комбинаций факторов, влияющих на здоровье, безопасность и другие критерии качества жизни граждан, проживающих в городах и районах, в своей основе определяется географией или «пространственным местоположением» [4]. Параметры пространственной инфраструктуры города или района, характеристики населения, проживающего на определенной территории, являются той базовой средой, в которой органы власти и управления реализуют свою координирующую управленческую миссию, направленную на эффективное обустройство жизни и быта людей, обеспечение их здоровья и безопасности, поддержание оптимистического настроя, деловой и общественной активности [1, 3].
До недавних пор многие муниципальные органы власти использовали модель ГИС, основанную на файловой структуре хранения и обращения к данным. В результате, отдельные ГИС-пользователи или небольшие группы, выполняющие частные проекты, создавали и поддерживали свои собственные наборы данных, хранящиеся на их персональных компьютерах [2]. Такой способ работы часто приводил к быстрому росту объемов избыточных данных и приложений, которые, по сути, были недоступны для других пользователей даже в той же самой организации. Цель создания корпоративной ГИС заключается во внедрении технологий, стандартов и методов, обеспечивающих более тесное взаимодействие и взаимообмен данными и услугами и, следовательно, повышающих производительность и эффективность работы и ГИС-пользователей, и всей организации. В настоящее время, эволюция многопользовательских информационных систем благоприятствует расширенному внедрению корпоративных ГИС-решений, обеспечивающих обмен данными и приложениями между многими департаментами, в том числе инженерно-техническими и финансовыми, а также разработке общих стандартов данных.
Корпоративный подход к использованию ГИС обеспечит общую инфраструктуру для сбора данных, обмена информацией, сотрудничества и проведения анализа на уровне всех департаментов, позволит им работать с большей эффективностью [1]. Концепция корпоративной ГИС не ограничивается ресурсами геопространственной информации одного муниципалитета, она предусматривает поэтапное развитие и расширение на другие уровни управления, причем как по вертикали (городской, районный, областной, федеральный), так и по горизонтали – на другие муниципальные органы управления, частные структуры и организации. Чем более полной и качественной информацией владеет муниципалитет, тем лучше он сможет управлять и распределять имеющиеся у него ресурсы, предоставлять ценные сведения и основанные на них решения для своих клиентов, демонстрировать свою компетентность и значимость для всех жителей. В сущности, внедрение корпоративной ГИС обеспечивает общий информационный каркас, способствующий выполнению многообразной и критически важной миссии муниципалитета на современном более интегрированном уровне [5, 7].
ГИС помогает создать базовую структуру для совместной работы и общения, предоставляя общее поле ссылки на данные на основе их пространственного местоположения [6]. То есть появляется возможность привязать к этому местоположению (или к находящемуся в данном месте объекту) любую связанную с ним информацию, легко извлекать ее и наладить удобный и быстрый обмен этой информацией.