Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1 People’s Friendship University of Russia

Последние несколько лет одной из наиболее актуальных проблем экономической деятельности практически каждой страны является разработка эффективных путей преодоления финансово-экономического кризиса. В связи с этим, особую роль уделяют межнациональным механизмам антикризисной стабилизации, которые, в свою очередь, способствуют мировой финансовой стабильности и формируют новую международную финансовую архитектуру.

Если обратиться к истории кризисов: нефтяного начала 1970-х гг., азиатского 1997 – 1998 гг., мирового финансово-экономического 2008–2009 гг., то можно увидеть, что все они привели к возникновению антикризисных механизмов, обычно – в рамках уже существовавших раннее региональных объединений. И АСЕАН, и МЕРКОСУР, и Лига арабских государств (ЛАГ), и ЕврАзЭС рассматривают защиту экономик государств-участников от кризисных явлений как одну из важнейших задач. Для обозначения этих антикризисных механизмов используется термин «региональные финансовые инициативы» (РФИ). Формирование РФИ является важным элементом более широкого, идущего в последние полвека процесса регионализации международной финансовой системы.

РФИ – специализированные региональные финансовые механизмы – обычно менее оформлены организационно, чем международные финансовые организации. Их роль состоит, прежде всего, в содействии государствам-участникам в проведении устойчивой денежно-кредитной и бюджетной политики и смягчении последствий волатильности мировых финансовых рынков. РФИ нацелены на решение конкретных задач стабилизации платежных балансов и бюджетов государств-участников и курсов их национальных валют. В этом они существенно отличаются от международных банков развития (МБР), которые обеспечивают антикризисное стимулирование путем реализации инвестиционных проектов.

В целях более глубокого изучения работы межнациональных антикризисных механизмов, мной была предпринята попытка изучить причины создания, функциональную деятельность и методы регулирования антикризисных фондов на примере ЕМС и фонда ЕврАзЭС.

ЕМС – перспективный элемент общеевропейского антикризисного регулирования.

Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) является финансируемой членами еврозоны компанией специального назначения по борьбе с европейским долговым кризисом. Данный фонд был создан 27 странами-членами Европейского Союза после решений, принятых 9 мая 2010 в рамках Совета ЭКОФИН (Ecofin Council). Данная мера стала ответом Евросоюза на греческий долговой кризис, непрекращающееся с начала 2010 года ослабление единой европейской валюты и угрозу распространения долговых проблем на Португалию, Испанию, Ирландию и Италию.

Целью фонда является поддержание финансовой стабильности в Европе через оказание финансовой помощи государствам Еврозоны в решении экономических трудностей. Штаб-квартира фонда расположена в Люксембурге, а Европейский инвестиционный банк обеспечивает управление денежными средствами и административную поддержку через соглашение об уровне услуг.

При создании фонда единогласно приняли условия Германии, возглавить и полностью контролировать выпуск всех облигаций Федеральным Министерством Финансов Германии. Эмиссии облигации проводятся под гарантии государств-членов Европейского Союза пропорционально их доле оплаченного капитала ЕЦБ. Первоначально фонд выглядел так. В рамках общего пакета в 750 млрд. евро, EFSF может выпустить облигаций на общую сумму 440 млрд. евро под гарантии стран. Так же фонд может заимствовать до 60 млрд. евро у Европейского финансового стабилизационного механизма (European Financial Stabilisation Mechanism). И последние 250 млрд. евро может заимствовать у Международного валютного фонда (МВФ).

В июле 2011 года после саммита стран евро зоны, было принято решение увеличить гарантии стран участниц, увеличив их практически в два раза. Все страны, включая Германию ратифицировали соглашение и фонд был увеличен. Реформа так же коснулась полномочий фонда, которые были серьезно расширены. У фонда появилось право выкупа государственных долговых бумаг, право оказывать помощь в рекапитализации банков, и право предоставления «упреждающих» кредитных линий странам Еврозоны, которые не вошли в спасательные программы Евросоюза и Международного валютного фонда (МВФ).

Все рейтинговые агентства в 2010 году присвоили облигациям EFSF рейтинг «ААА». Но в начале 2012 года Standard & Poor’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг фонду спасения Европы с тройного А, до двойного А, произошло это после пересмотра рейтинга девяти стран еврозоны.

Неопределенность относительно высшего рейтинга надежности по фонду спасения, известного как Европейский Фонд Финансовой Стабильности, росла вместе с неопределенностью относительно суверенных долгов в Европе, и обострилась летом 2011 года. Программа временного финансирования EFSF не смогла обеспечить необходимую поддержку долговому рынку еврозоны. Несмотря на существенный объем ресурсов и расширенные кредитные возможности в виде частично защищенных сертификатов и совместных инвестиционных фондов, Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) не обладал статусом банковского института. И 8 октября 2012 года официально утвердили согласованный пакет мер нововведения под названием Европейский механизм стабильности (ЕSМ), который возглавит бывший директор ЕФФС Клаус Реглинг.

Новый фонд планирует стать краеугольным камнем системы, которая в будущем должна предотвращать финансовые кризисы в еврозоне. Он вступит в силу в середине 2013 года, когда истечет срок действия нынешнего стабилизационного фонда. Будущий фонд сможет выдавать пошатнувшимся странам еврозоны в виде кредитов астрономическую сумму – 500 миллиардов евро.

ESM, располагая банковскими полномочиями, имеет возможность оказывать существенное влияние на процентные ставки, складывающиеся на первичном рынке. Именно они определяют, какую сумму необходимо уплачивать странам-эмитентам по своим долгам. По сути, еврозона получает собственный региональный фонд, целью деятельности которого является стабилизация долгового рынка.

Низкие процентные ставки позволят постепенно уменьшать долговое бремя за счет рефинансирования старой задолженности. В результате страны-участницы смогут постепенно увеличивать объем государственных расходов, и их экономика начнет восстанавливаться.

При этом дополнительные кредитные возможности ESM в виде совместных инвестиционных фондов и страховых сертификатов на облигации не особенно нужны. Во-первых, это противоречит статусу фонда как привилегированного кредитора, а во-вторых, необходимую поддержку в любой момент может оказать ЕЦБ.

Ратификация странами-участницами ЕС условий функционирования Европейского механизма стабильности (ESM), по сути, положила начало решению основной проблемы региона, связанной с неспособностью обслуживания государственных долгов в условиях растущих процентных ставок по облигациям и векселям.

Несмотря на существенный размер государственного долга стран-участниц еврозоны, кредитного потенциала новому фонду в 500 млрд. евро должно хватить для оказания необходимой помощи долговому рынку. Например, весь бюджет Германии в этом году составит 312,5 млрд. евро, а на рефинансирование долгов проблемных стран еврозоны изначально вполне достаточно ресурсов ESM. Если их будет не хватать, то на помощь в любой момент готов придти ЕЦБ.

Вместе с тем, говорить о том, сможет ли Европейский стабилизационный механизм ESM решить все проблемы еврозоны пока рано. Ведь количество его противников достаточно велико. Возгласы о том, что «функционирование фонда противоречит суверенитету» или «статусу ЕЦБ» еще долго будут доноситься на европейских просторах.

Первым «клиентом» стабилизационного механизма в Еврокомиссии считают Испанию. Однако аналитики не исключают, что сначала будет решен вопрос с Грецией. Очевидно, что именно страны периферии больше всего нуждаются в поддержке со стороны «старших» европейских партнеров.

Сам фонд еще не начал действовать, но уже обрастает рейтингами. Так, агентство Fitch дало новому фонду оценку «ААА».

Антикризисный Фонд ЕврАзЭС как региональный финансовый институт в условиях глобального кризиса

Антикризисный Фонд Евразийского экономического сообщества (АКФ ЕврАзЭС) был учрежден 9 июня 2009 года, как региональный финансовый институт, когда главы правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана в условиях мирового финансового и экономического кризиса подписали договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества объемом 8,513 млрд. долларов США.

Одновременно с подписанием Договора об учреждении АКФ шесть государств подписали с Евразийским банком развития (ЕАБР) соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества, которое возложило на ЕАБР функции Управляющего средствами АКФ. Банк финансирует в государствах-участниках инвестиционные проекты на общую сумму свыше 3 млрд. долларов.

Миссия АКФ заключается в содействии государствам-участникам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечении долгосрочной устойчивости и развития их экономик, а также в содействии интеграции экономик государств-участников АКФ. Антикризисный фонд оказывает государствам-участникам поддержку в двух формах – финансовые кредиты правительствам и инвестиционные кредиты государствам-участника АКФ или компаниям, осуществляющим межгосударственные и национальные инвестиционные проекты.

Все шесть стран, создавших АКФ, достаточно успешно прошли мировой финансовый кризис – падение ВВП было сравнительно краткосрочным. В постоянных ценах ВВП от сокращения в среднем на 2,3 % в 2009 г. перешел к уверенному росту в 4,4 % в 2010 г., а в 2011 г. рост ускорился до 5,8 %. В указанные годы отмечалось укрепление платежных балансов и бюджетов шести государств. При этом восстановление роста в пяти странах не привело к ускорению инфляции (исключением стала Беларусь). Это позволяет утверждать, что послекризисное восстановление имеет достаточно прочный фундамент.

Однако сохраняются и очевидные факторы риска: экономики России и Казахстана остаются чрезмерно зависимыми от экспорта энергоресурсов, а экономики других стран группы сталкиваются с ощутимо более значительными трудностями в ходе посткризисной стабилизации своих бюджетов и платежных балансов.

За три года своей работы АКФ ЕврАзЭС выдал свой первый кредит Таджикистану в размере 70 млн. долларов на поддержку социальных расходов бюджета, а также осуществил перевод Беларуси трех траншей: в 2011 году на 800 млн долларов и 440 млн. долларов в июне и декабре, соответственно, а также на 440 млн. долларов в июне текущего года. 7 декабря 2012 года Совет Антикризисного фонда ЕврАзЭс одобрил очередной, четвертый транш кредита Белоруссии в размере $440 млн.

На ближайшую перспективу главной задачей Фонда является обеспечение высокого качества своих операций, предложение государствам-заемщикам эффективных рекомендаций в области экономической политики, помогающие им справляться с кризисными потрясениями. Достижение ощутимых результатов будет наилучшим аргументом в пользу дальнейшего расширения Фонда, равно как и других интеграционных механизмов нашего региона. Не менее важным направлением развития Фонда является расширение спектра его экспертизы по повышению сопротивляемости государств-участников к внешним шокам.

На основе рассмотренной темы, можно сделать выводы, что Европейский механизм стабильности и Антикризисный Фонд ЕврАзЭС имеют много общего в своей функциональной деятельности. За период своего существования два данных фонда выделили огромные средства помощи своим странам-участницам, находящимся в тяжелом состоянии:

Европейский фонд финансовой стабильности выделил €190 млрд для оказания финансовой помощи Греции, Ирландии и Португалии, переживающим острый долговой кризис.

За три года своей работы АКФ ЕврАзЭС выдал кредит Таджикистану в размере 70 млн. долларов на поддержку социальных расходов бюджета, а также осуществил перевод Беларуси трех траншей: в 2011 году на 800 млн долларов и 440 млн. долларов в июне и декабре, соответственно, а также на 440 млн. долларов в июне текущего года.

Говоря об эффективности рассмотренных нами механизмов, можно выделить следующее:

Программа временного финансирования EFSF не смогла обеспечить необходимую поддержку долговому рынку еврозоны, и тогда официально утвердили согласованный пакет мер нововведения под названием Европейский механизм стабильности, который будет располагать банковскими полномочиями.

Все шесть стран, создавших АКФ ЕврАзЭС, достаточно успешно прошли мировой финансовый кризис – падение ВВП было сравнительно краткосрочным. В постоянных ценах ВВП от сокращения в среднем на 2,3 % в 2009 г. перешел к уверенному росту в 4,4 % в 2010 г., а в 2011 г. рост ускорился до 5,8 %.

Исходя из вышесказанного, нельзя сказать однозначно, о том действенны ли такие механизмы или нет. Но, на взгляд автора, данные фонды оправдывают свое создание, и в той или иной модели сохранят свое существование в будущем, так как зарекомендовали себя все же действенными инструментами. Главной задачей для таких фондов будет оставаться обеспечение высокого качества своих операций, предложение государствам-заемщикам эффективных рекомендаций в области экономической политики, помогающим им справляться с кризисными потрясениями.

Таким образом, по мнению автора, в перспективе будет и дальше развиваться процесс формирования межнациональных механизмов антикризисного регулирования.