Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1 Kemerovo State University

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации «эффект агломерации» проявляется на примере функционирования и развития комплекса предприятий, группы стран, промышленных районов. С помощью агломерационного эффекта достигаются высокие уровни развития. Однако, и в настоящее время эффект агломерации является объектом научного исследования, в частности в рамках Новой Экономической Географии. В мировой практике существует множество примеров, иллюстрирующих вышеназванный эффект. В данной статье в качестве предмета исследования, проявляющего эффект агломерации, будут выступать НИС, а именно Гонконг, Сингапур, Малайзия, Республика Корея.

Выбор такого предмета исследования объясняется тем, что НИС как таковые являются интересным для исследования явлением, в частности, с точки зрения проявления агломерационного эффекта. Качественный «скачок», который совершили эти страны с отсталой экономикой к интенсивно развивающейся экономике, интересен во многих аспектах: как этим странам удалось увеличить свои социально-экономические показатели? Почему НИС – это сконцентрированные в основном в одной местности страны? И отсюда вытекает следующий вопрос: можно ли говорить о том, что НИС являются проявлением эффекта агломерации?Данный вопрос и является целью исследования. Из цели исследования вытекают следующие задачи. 1. Рассмотреть теоретический аспект «эффекта агломерации». 2. Дать общую социально-экономическую характеристику названным НИС. 3. Проанализировать НИС с точки зрения проявления «эффекта агломерации».

А. Маршалл в 1890 г представил свое знаменитое исследование по промышленным агломерациям, в котором он систематически исследовал причины концентрации специализированных отраслей, в частности, в населенных пунктах. По мнению Маршалла, внешние влияния (экстерналии) играют решающую роль в формировании экономических агломераций и создают что-то вроде локализованной отрасли: когда отрасль определит для себя подходящее место, она, вероятно, будет существовать там долго: так велики те преимущества, которые люди одной профессии получают от близкого соседства друг с другом. Изобретения и усовершенствования в технике, в процессах и общей организации бизнеса немедленно обсуждаются: когда один человек начинает новую идею, её подхватывают другие, сочетая со своими соображениями, и таким образом, это становится источником дальнейших новых идей [2]. Несмотря на неопределенность понятия внешних экстерналий выводы Маршалла были широко использованы в экономике и региональной научной литературе, посвященной расположению экономической деятельности. Основная идея А. Маршалла: агломерация является результатом «эффекта снежного кома», в котором все большее число агентов собираются, чтобы извлечь выгоду из большого разнообразия видов деятельности и высокой степени специализации.

Представители Новой Экономической Географии развили идеи Маршалла в рамках исследования закономерностей функционирования экономических пространств. Отличительной чертой НЭГ явился общий подход к моделированию эндогенных сил агломерации. В частности М.Фуджита подчеркивает, что если мы хотим понять, интересные явления о пространственном распределении экономической деятельности, в частности, формирование крупных экономических агломераций, а также региональной специализации и торговли, мы должны сделать, по крайней мере, одно из следующих предположений:

1. Площадь неоднородна.

2. Внешние эффекты в производстве и потреблении существуют.

3. Рынкам присуща несовершенная конкуренция [3].

1. В частности, неоднородность пространства представляет собой неравномерное распределение неподвижных ресурсов (таких как месторождения полезных ископаемых или некоторые факторы производства) и удобств (климат), а также наличие транспортных узлов (порты, перевалочные пункты) или торгового места. Такой подход, учитывая при этом предположение о постоянной отдаче и совершенной конкуренции, дает сравнительное преимущество местам и приводит к межрегиональной и междугородней торговле.

2. Внешние эффекты. В отличие от модели сравнительных преимуществ, основные силы для пространственной агломерации и торговли создаются эндогенно через нерыночное взаимодействие между фирмами и / или домохозяйствами (распространения знаний, деловых коммуникаций и социальных взаимодействий). Опять же, этот подход позволяет обратиться к постоянной отдаче / идеальной парадигме конкуренции.

3. Несовершенная модель конкуренции. Компании больше не «цено-получатели», таким образом, они проводят свою ценовую политику в зависимости от пространственного распределения потребителей и фирм. Этот эффект цены в той или иной форме является прямой взаимозависимостью между фирмами и домашними хозяйствами, которые могут образовывать агломерации.

П. Кругман и Венейблс (1995) ввели международную модель «центр-периферия». Эта модель Кругмана и Венейблса включает в себя только монополистическую конкуренцию в обрабатывающей промышленности, которая производит товары, используемые как для конечного потребления, так и в качестве промежуточных товаров. Пуга и Венейблс (1996) сделали дополнительные обобщения этой модели путем введения различных отраслей промышленности, каждая из которых производит товары, используемые как для конечного потребления, так и в качестве промежуточных продуктов в других отраслях. Они показывают, что эту модель общего ввода-вывода структуры можно объяснить возрастающим распространением промышленности от страны к стране в качестве международного региона, что напоминает феномен так называемых «летящих гусей», т.е. план международного распространения отраслей, которые произошли в Восточной Азии во второй половине прошлого века. Иначе говоря, НИС – это иллюстрация проявления эффекта агломерации.

 

Столица

Площадь, км²

Население, человек

Малайзия

Куала-Лумпур

243,65

1 809 699

Гонконг

Гонконг

1 104

7 097 600

Сингапур

Сингапур

714,3

4 987 600

Южная Корея

Сеул

605, 25

10 464 051

Остается один тип сил агломерации, на которой мало обращалось внимании до настоящего времени. Связи между людьми устанавливаются путем создания и передачи знаний, или, короче говоря, K-связей (knowledge). К настоящему времени этот термин не получил однозначного толкования, но М. Фуджита использует термин K-связи для того, чтобы подчеркнуть, что они представляют собой скопление сил, возникающих при деятельности, связанной с «созданием знаний» и «передачей знаний» или «обучением» (либо активным, либо пассивным способом). В отличие от K-связей, традиционные связи по поводу производства и операций с услугами и товарами может быть названа «E-связь» (где «E» представляет собой экономическую деятельность в традиционной экономике).

Используя такую терминологию, мы можем сделать вывод, что агломерация сил в реальном мире возникает от двойного эффекта E-связей и K-связей. М.Фуджита полагает, что на основе интеграции двойного эффекта E-связей и K-связей в пространстве можно разработать всеобъемлющую теорию пространственной экономики. Используя такую обобщенную базу, можно, например, изучить экономические последствия культурного разнообразия, а также циклических миграций квалифицированных рабочих на межрегиональной передаче знаний и навыков, а также на неоднородности знаний в пределах каждого региона и между регионами.

Итак, можно ли основные положения эффекта агломерации проиллюстрировать на примере трех стран НИС?

В настоящее время НИС Юго-Восточной Азии демонстрируют впечатляющие экономические успехи [4].

НИС

2010 год

Объем экспорта млн. $

Объем импорта млн. $

Объем инвестиций в собств. Экономику % от ВВП

Иностранные инвестиции млн. $

Уровень миграции/ 1000 нас.

ВВП на душу населения $

Условие торговли

Малайзия

192800

149200

20

74640

-0,4

13800

1,2

Гонконг

38260

413000

21,4

912200

4,22

42700

0,9

Сингапур

358300

315600

27,2

260500

4,79

53900

1,1

Южная Корея

466300

417900

28,7

110800

0,00

28100

1,1

Из ниже приведенных данных особо следует обратить внимание на место стран по уровню образования. Полагаем, что эти данные свидетельствуют о наличии K-связей в пространстве. Как результат возникает «эффект снежного кома», т.е. агломерации. Инновационная экономика, и информационная экономика возникают там, где высокий уровень и качество человеческого капитала. Примеров этому служит, в частности, Сингапур, Гонконг, Южная Корея [4].

Место, занимаемое среди других стран

Малайзия

Гонконг

Сингапур

Южная Корея

ЭК – экономика

17

4

1

22

ПИ – предпринимательство и инновации

36

17

14

19

ПР – правление

35

19

13

29

ОБ – образование

46

39

51

6

ЗД – продолжительность жизни

46

33

20

21

БЕ – безопасность

53

18

6

32

СЛ – свобода личности

96

21

30

50

СК – социальный капитал

75

20

32

52

Ранее было подчеркнуто, что эффект агломерации срабатывает при наличии внешних эффектов. К ним можно отнести и уровень транспортной доступности [1].

Город/страна

Аэропортыи (количество)

Порты и терминалы (количество)

Плотность дорог (дороги на 100 кв.км.)

Индекс городской агломерации

Гонконг

3

1

186,5

99,8

Сингапур

9

1

462,7

96,2

Малайзия

37

9

30

68,0

Республика Корея

69

5

101,8

86,4

Как результат, НИС Юго-Восточной Азии иллюстрируют эффект пространственной агломерации.

Показатели возможности агломерации (2007 г) [5].

Город/страна

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Гонконг

42

0,2

43,2

1178,7

13438,4

0,77

3

-

49,1

11

42891

Сингапур

32

0,2

42,4

1045,4

7052,4

0,69

1

0,1

14,7

58

24191

Малайзия

23

1,7

6,5

87,9

124,5

0,71

21

5,6

22,0

54

6064

Республика Корея

89

0,3

1,1

91,6

1027,8

0,76

13

3,4

0,0

32

3645

1. Страны, гражданам которых необходимы визы для въезда в эту страну (число)

2. Стоимость получения паспорта по отношению к величине ВВП на душу населения ( %)

3. Численность международных мигрантов ( %)

4. Международный трафик голосовой связи (минуты)

5. Международная передача данных через Интернет (бит)

6. Средняя стоимость телефонного звонка в США (дол.США)

7. Индекс сложности транспортных перевозок (индекс)

8. Средние размеры тарифов и таможенных пошлин ( %)

9. Доля торговли с соседними странами (%)

10. Экспорт высоких технологий (%)

11. Приток прямых иностранных инвестиций (млн. Дол.)