Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации «эффект агломерации» проявляется на примере функционирования и развития комплекса предприятий, группы стран, промышленных районов. С помощью агломерационного эффекта достигаются высокие уровни развития. Однако, и в настоящее время эффект агломерации является объектом научного исследования, в частности в рамках Новой Экономической Географии. В мировой практике существует множество примеров, иллюстрирующих вышеназванный эффект. В данной статье в качестве предмета исследования, проявляющего эффект агломерации, будут выступать НИС, а именно Гонконг, Сингапур, Малайзия, Республика Корея.
Выбор такого предмета исследования объясняется тем, что НИС как таковые являются интересным для исследования явлением, в частности, с точки зрения проявления агломерационного эффекта. Качественный «скачок», который совершили эти страны с отсталой экономикой к интенсивно развивающейся экономике, интересен во многих аспектах: как этим странам удалось увеличить свои социально-экономические показатели? Почему НИС – это сконцентрированные в основном в одной местности страны? И отсюда вытекает следующий вопрос: можно ли говорить о том, что НИС являются проявлением эффекта агломерации?Данный вопрос и является целью исследования. Из цели исследования вытекают следующие задачи. 1. Рассмотреть теоретический аспект «эффекта агломерации». 2. Дать общую социально-экономическую характеристику названным НИС. 3. Проанализировать НИС с точки зрения проявления «эффекта агломерации».
А. Маршалл в 1890 г представил свое знаменитое исследование по промышленным агломерациям, в котором он систематически исследовал причины концентрации специализированных отраслей, в частности, в населенных пунктах. По мнению Маршалла, внешние влияния (экстерналии) играют решающую роль в формировании экономических агломераций и создают что-то вроде локализованной отрасли: когда отрасль определит для себя подходящее место, она, вероятно, будет существовать там долго: так велики те преимущества, которые люди одной профессии получают от близкого соседства друг с другом. Изобретения и усовершенствования в технике, в процессах и общей организации бизнеса немедленно обсуждаются: когда один человек начинает новую идею, её подхватывают другие, сочетая со своими соображениями, и таким образом, это становится источником дальнейших новых идей [2]. Несмотря на неопределенность понятия внешних экстерналий выводы Маршалла были широко использованы в экономике и региональной научной литературе, посвященной расположению экономической деятельности. Основная идея А. Маршалла: агломерация является результатом «эффекта снежного кома», в котором все большее число агентов собираются, чтобы извлечь выгоду из большого разнообразия видов деятельности и высокой степени специализации.
Представители Новой Экономической Географии развили идеи Маршалла в рамках исследования закономерностей функционирования экономических пространств. Отличительной чертой НЭГ явился общий подход к моделированию эндогенных сил агломерации. В частности М.Фуджита подчеркивает, что если мы хотим понять, интересные явления о пространственном распределении экономической деятельности, в частности, формирование крупных экономических агломераций, а также региональной специализации и торговли, мы должны сделать, по крайней мере, одно из следующих предположений:
1. Площадь неоднородна.
2. Внешние эффекты в производстве и потреблении существуют.
3. Рынкам присуща несовершенная конкуренция [3].
1. В частности, неоднородность пространства представляет собой неравномерное распределение неподвижных ресурсов (таких как месторождения полезных ископаемых или некоторые факторы производства) и удобств (климат), а также наличие транспортных узлов (порты, перевалочные пункты) или торгового места. Такой подход, учитывая при этом предположение о постоянной отдаче и совершенной конкуренции, дает сравнительное преимущество местам и приводит к межрегиональной и междугородней торговле.
2. Внешние эффекты. В отличие от модели сравнительных преимуществ, основные силы для пространственной агломерации и торговли создаются эндогенно через нерыночное взаимодействие между фирмами и / или домохозяйствами (распространения знаний, деловых коммуникаций и социальных взаимодействий). Опять же, этот подход позволяет обратиться к постоянной отдаче / идеальной парадигме конкуренции.
3. Несовершенная модель конкуренции. Компании больше не «цено-получатели», таким образом, они проводят свою ценовую политику в зависимости от пространственного распределения потребителей и фирм. Этот эффект цены в той или иной форме является прямой взаимозависимостью между фирмами и домашними хозяйствами, которые могут образовывать агломерации.
П. Кругман и Венейблс (1995) ввели международную модель «центр-периферия». Эта модель Кругмана и Венейблса включает в себя только монополистическую конкуренцию в обрабатывающей промышленности, которая производит товары, используемые как для конечного потребления, так и в качестве промежуточных товаров. Пуга и Венейблс (1996) сделали дополнительные обобщения этой модели путем введения различных отраслей промышленности, каждая из которых производит товары, используемые как для конечного потребления, так и в качестве промежуточных продуктов в других отраслях. Они показывают, что эту модель общего ввода-вывода структуры можно объяснить возрастающим распространением промышленности от страны к стране в качестве международного региона, что напоминает феномен так называемых «летящих гусей», т.е. план международного распространения отраслей, которые произошли в Восточной Азии во второй половине прошлого века. Иначе говоря, НИС – это иллюстрация проявления эффекта агломерации.
Столица |
Площадь, км² |
Население, человек |
|
Малайзия |
Куала-Лумпур |
243,65 |
1 809 699 |
Гонконг |
Гонконг |
1 104 |
7 097 600 |
Сингапур |
Сингапур |
714,3 |
4 987 600 |
Южная Корея |
Сеул |
605, 25 |
10 464 051 |
Остается один тип сил агломерации, на которой мало обращалось внимании до настоящего времени. Связи между людьми устанавливаются путем создания и передачи знаний, или, короче говоря, K-связей (knowledge). К настоящему времени этот термин не получил однозначного толкования, но М. Фуджита использует термин K-связи для того, чтобы подчеркнуть, что они представляют собой скопление сил, возникающих при деятельности, связанной с «созданием знаний» и «передачей знаний» или «обучением» (либо активным, либо пассивным способом). В отличие от K-связей, традиционные связи по поводу производства и операций с услугами и товарами может быть названа «E-связь» (где «E» представляет собой экономическую деятельность в традиционной экономике).
Используя такую терминологию, мы можем сделать вывод, что агломерация сил в реальном мире возникает от двойного эффекта E-связей и K-связей. М.Фуджита полагает, что на основе интеграции двойного эффекта E-связей и K-связей в пространстве можно разработать всеобъемлющую теорию пространственной экономики. Используя такую обобщенную базу, можно, например, изучить экономические последствия культурного разнообразия, а также циклических миграций квалифицированных рабочих на межрегиональной передаче знаний и навыков, а также на неоднородности знаний в пределах каждого региона и между регионами.
Итак, можно ли основные положения эффекта агломерации проиллюстрировать на примере трех стран НИС?
В настоящее время НИС Юго-Восточной Азии демонстрируют впечатляющие экономические успехи [4].
НИС 2010 год |
Объем экспорта млн. $ |
Объем импорта млн. $ |
Объем инвестиций в собств. Экономику % от ВВП |
Иностранные инвестиции млн. $ |
Уровень миграции/ 1000 нас. |
ВВП на душу населения $ |
Условие торговли |
Малайзия |
192800 |
149200 |
20 |
74640 |
-0,4 |
13800 |
1,2 |
Гонконг |
38260 |
413000 |
21,4 |
912200 |
4,22 |
42700 |
0,9 |
Сингапур |
358300 |
315600 |
27,2 |
260500 |
4,79 |
53900 |
1,1 |
Южная Корея |
466300 |
417900 |
28,7 |
110800 |
0,00 |
28100 |
1,1 |
Из ниже приведенных данных особо следует обратить внимание на место стран по уровню образования. Полагаем, что эти данные свидетельствуют о наличии K-связей в пространстве. Как результат возникает «эффект снежного кома», т.е. агломерации. Инновационная экономика, и информационная экономика возникают там, где высокий уровень и качество человеческого капитала. Примеров этому служит, в частности, Сингапур, Гонконг, Южная Корея [4].
Место, занимаемое среди других стран |
Малайзия |
Гонконг |
Сингапур |
Южная Корея |
ЭК – экономика |
17 |
4 |
1 |
22 |
ПИ – предпринимательство и инновации |
36 |
17 |
14 |
19 |
ПР – правление |
35 |
19 |
13 |
29 |
ОБ – образование |
46 |
39 |
51 |
6 |
ЗД – продолжительность жизни |
46 |
33 |
20 |
21 |
БЕ – безопасность |
53 |
18 |
6 |
32 |
СЛ – свобода личности |
96 |
21 |
30 |
50 |
СК – социальный капитал |
75 |
20 |
32 |
52 |
Ранее было подчеркнуто, что эффект агломерации срабатывает при наличии внешних эффектов. К ним можно отнести и уровень транспортной доступности [1].
Город/страна |
Аэропортыи (количество) |
Порты и терминалы (количество) |
Плотность дорог (дороги на 100 кв.км.) |
Индекс городской агломерации |
Гонконг |
3 |
1 |
186,5 |
99,8 |
Сингапур |
9 |
1 |
462,7 |
96,2 |
Малайзия |
37 |
9 |
30 |
68,0 |
Республика Корея |
69 |
5 |
101,8 |
86,4 |
Как результат, НИС Юго-Восточной Азии иллюстрируют эффект пространственной агломерации.
Показатели возможности агломерации (2007 г) [5].
Город/страна |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Гонконг |
42 |
0,2 |
43,2 |
1178,7 |
13438,4 |
0,77 |
3 |
- |
49,1 |
11 |
42891 |
Сингапур |
32 |
0,2 |
42,4 |
1045,4 |
7052,4 |
0,69 |
1 |
0,1 |
14,7 |
58 |
24191 |
Малайзия |
23 |
1,7 |
6,5 |
87,9 |
124,5 |
0,71 |
21 |
5,6 |
22,0 |
54 |
6064 |
Республика Корея |
89 |
0,3 |
1,1 |
91,6 |
1027,8 |
0,76 |
13 |
3,4 |
0,0 |
32 |
3645 |
1. Страны, гражданам которых необходимы визы для въезда в эту страну (число)
2. Стоимость получения паспорта по отношению к величине ВВП на душу населения ( %)
3. Численность международных мигрантов ( %)
4. Международный трафик голосовой связи (минуты)
5. Международная передача данных через Интернет (бит)
6. Средняя стоимость телефонного звонка в США (дол.США)
7. Индекс сложности транспортных перевозок (индекс)
8. Средние размеры тарифов и таможенных пошлин ( %)
9. Доля торговли с соседними странами (%)
10. Экспорт высоких технологий (%)
11. Приток прямых иностранных инвестиций (млн. Дол.)