Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

В этом году Россия впервые приняла на своей территории саммит лидеров государств АТЭС. Общий бюджет подготовки составил 670 млрд. руб. Аудиторами Счетной палаты проведены проверки целевого и эффективного использования госсредств, выделенных на проектирование и строительство объектов к саммиту АТЭС и социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья. Программа строительства выполнена более чем на 99 процентов. По оценке аудиторов, доля средств, потраченных на подготовку к форуму с нарушениями финансово-бюджетного законодательства, превысила в 2008-2012 годах 15 миллиардов рублей. К тому же у всех без исключения госзаказчиков к завершению строек отсутствовали утвержденные положительные заключения экспертизы на проектную документацию и оценки стоимости строительства. На момент последней проверки в октябре 2012г не были введены в эксплуатацию более 40 объектов. Аудиторы выявили и другие факты неэффективного использования бюджетных средств. Деньги на возведение объектов были выделены, но они не пошли на строительство зданий, а «крутились» на банковских депозитах. Сейчас подрядчики объектов заменены, но сроки сдачи объектов пришлось отодвинуть. Высокопоставленные сотрудники Минрегионразвития так организовали конкурс на заключение госконтрактов по сопровождению строительства объектов и добровольному страхованию его незавершенных объектов, что победителями в нем стали подконтрольные чиновникам коммерческие фирмы. Потом на счета указанных фирм были переведены бюджетные средства, однако фиктивные подрядчики не занимались ни строительством, ни страхованием. В итоге проверок аудиторы пришли к выводу, что чиновники допустили массу нарушений, которые обошлись российскому бюджету в 15 миллиардов рублей (474 млн долларов США). Анализ результатов проверки аудиторов Счетной палаты показывает, что речь может идти даже не o десятках, а о сотне миллиардов бюджетных средств, израсходованных либо с нарушениями закона, либо с крайне низкой степенью эффективности. На коллегии Счетной палаты РФ отмечалось, что существующая в настоящее время система правового регулирования отношений в сфере публичных закупок не в полной мере отвечает требованиям противодействия коррупции. Действующие механизмы выявления сговора между участниками торгов требуют принятие дополнительных мер. Иcправить сложившуюся ситуацию призван федеральный закон «О федеральной контрактной системе», который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе. Счетная палата РФ, а также многие региональные контрольно счетные органы используют в своей работе метод аудита эффективности. Важно, что аудит эффективности как новый вид финансового контроля и роль Счетной палаты в его осуществлении закреплены в Программе повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной Правительством. Счетная палата Российской Федерации переходит на новый принцип работы, на смену аудита расходов идет аудит результатов. Что это будет означать применительно к строительной отрасли? Сегодня перед Счетной палатой стоит задача – сместить акцент с контроля над финансовыми потоками на контроль результатов. Важнейшим инструментом решения этой задачи является аудит эффективности. Проводимые Cчетной палатой проверки использования бюджетных средств на строительство показывают, что реализация основной части инвестиционных проектов проходит с нарушением сроков, работы не отличаются высоким качеством. Такое положение дел может повлечь за собой техногенные катастрофы. Обвалы и разрушения построенных объектов в основном связаны с тем, что ослаблен контроль качества строительства со стороны финансирующих органов и государственных заказчиков. Существует неблагополучная динамика ввода в эксплуатацию строек и объектов. Одной из причин отставания в выполнении строительных графиков является неритмичное финансирование строительных работ, нарушение условий софинансирования. При осуществлении закупок товаров, работ и услуг заказчиками допускаются случаи оплаты одних и тех же работ дважды или подписание ими актов приемки на работы и услуги, которые фактически не выполнялись. Отсутствие типовых контрактов и единых требований по их оформлению повышает коррупционные риски при осуществлении закупок. О возможном наличии факторов коррупции свидетельствует устойчивая стабильность выбора исполнителей государственных заказов, порой необоснованные сроки исполнения контрактов.

В Государственную Думу внесен проект закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Цель законопроекта – установить общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, а также их основные полномочия. Закон носит антикоррупционную направленность, т.к. в нем устанавливаются гарантии прав проверяемых органов и организаций, ответственность должностных лиц контролирующего органа. Борьба с коррупцией и финансовыми нарушениями будет неполной, если она ограничивается федеральным уровнем. От того, насколько взаимодействие между Счетной палатой и региональными контрольно-счетными палатами будет последовательным, во многом зависит порядок в управлении финансовыми и материальными средствами, сохранность бюджетных средств. Проведение совместных контрольных мероприятий, аудита эффективности использования бюджетных средств, – одно из важнейших направлений развития взаимодействия контрольно-счетных органов. Нарушения выявляются и в части несоблюдения Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В основном они заключаются в завышении объемов выполненных работ подрядными организациями, увеличении первоначальной цены контракта, неэффективном использовании бюджетных средств, применении неправильных единичных расценок, неправомерном использовании повышающих коэффициентов и т.п. До сих пор начальная стоимость контракта на строительные подрядные работы остается неурегулированной. Проверки Счетной палаты показывают, что размещение государственного заказа осуществляется на 90 % в отсутствие состязательности участников, так как конкурентам отказывают в допуске к торгам, либо подается либо одна заявка на участие. В итоге, государственный контракт заключается по максимальной цене, которая обычно завышена примерно на 30–40 %. На строительные торги должны попасть реальные инвесторы и строители, а не те, кто приходит заработать на аукционе. Для этого, требуется лишь изменить порядок финансирования государственного строительного заказа, при котором государство будет оплачивать завершенное строительство, а не строительные этапы.