Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Проблема реформирования системы межбюджетных отношений на сегодняшний день остается актуальной. Изменения в Областном законе «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» подготовлены в связи с формированием проекта областного закона «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и обусловлены переходом с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (ОМС) и связанное с этим уточнение перечня и объемов, передаваемых в местные бюджеты областных налогов.

В соответствии с основными подходами политики в сфере здравоохранения, установленными Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановлением Администрации Ростовской области от 25.08.2011 № 550 «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2012-2014 годы» переход на одноканальное финансирование предполагает передачу средств областного бюджета Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ростовской области и освобождение расходов бюджета города от расходов по содержанию медицинских учреждений, которые включаются в тариф страхового взноса областного бюджета.

Данные изменения основывались на проблемах снижения управляемости отрасли и трудностях контролирования над рациональным расходованием средств и оказания качественной медицинской помощи в связи с многоканальностью финансирования здравоохранения.

Основные источники доходов системы ОМС:

• страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения (5,1 % от фонда оплаты труда);

• страховые взносы субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

• межбюджетные трансферты на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

• При введении одноканального финансирования муниципальных учреждений здравоохранения возникает дополнительная нагрузка на областной бюджет и высвобождаются ресурсы местных бюджетов, предлагаются изменения в части:

• отказа от передачи местным бюджетам норматива отчислений от налога на имущество организаций (в действующих условиях муниципальным районам передается 17,5 %, городским округам – 10 %);

• уменьшения бюджетам муниципальных районов и городских округов нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 11,25 % (в действующих условиях муниципальным районам передается 22,5 %, городским округам – 45 %).

При введении одноканальной модели финансирования программы ОМС, покупателями медицинских услуг являются страховые медицинские организации, с которыми территориальные фонды ОМС заключают договоры. При этом страховые медицинские организации заключают договоры на покупку медицинских услуг с медицинскими организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности.

Учитывая вышеизложенное можно выявить положительные и отрицательные стороны перехода на преимущественно одноканальное финансирование. К первой относится:

• подушевой принцип финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений, которые будут получать средства ОМС не за каждый отдельный прием пациента, а за всех прикрепленных граждан. Это создаст дополнительные стимулы для профилактической работы в первичном звене;

• мотивация пациента;

• мотивация системы здравоохранения – охрана здоровья населения, усиление профилактической направленности, внедрение здоровье сберегающих технологий, повышение качества услуг и интенсивности лечения;

• право выбора врача и лечебного учреждения;

• соответствие расходов полученным доходам;

• повышение эффективности расходования бюджетных средств в системе здравоохранения, что особенно актуально в сложившихся экономических условиях.

Отрицательное влияние перехода на одноканальное финансирование:

• неравномерное финансовое положение медицинских учреждений и различные стартовые условия перехода на одноканальное финансирование, в том числе наличие кредиторской задолженности как по содержанию ОМС-технологий за счет средств бюджета, так и по ОМС;

• невозможность учесть даже в групповых тарифах многообразие инфраструктуры учреждений;

• недозарабатывание финансовых средств, необходимых медицинской организации по причине невыполнения плановых объемов медицинской помощи;

• отсутствие практических навыков у администрации учреждений по управлению финансово-экономическим состоянием учреждений;

• наличие обширных зон неэффективного использования ресурсов в учреждениях (штаты, укомплектованность, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию учреждений и другие).

Однако есть пути решения данных проблем:

• обучение руководителей учреждений финансово-экономическим знаниям и навыкам принятия управленческих решений в условиях ограниченности ресурсов;

• активизация работы по повышению эффективности работы и использованию ресурсов;

• осуществление планирование объемов медицинской помощи, оказываемой в ОМС и дать их финансовую оценку;

• проведение мониторинга выполнения объемов медицинской помощи и финансовых ресурсов, решение вопросов корректировки плановых показателей.

 

Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.; проект «Методология моделирования межбюджетных отношений в системе социально-экономического развития региона» №14.A18.21.0701.