По мнению ряда современных исследователей коммуникативность сотрудников оказывает значительное влияние на эффективность работы организации. Коммуникативный сотрудник способен общаться с широкой по своему диапазону средой: представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, имеющими разный статус и т.д. Однако исследование коммуникативности в теоретическом плане и процесс ее совершенствования на практике затруднены в силу наличия противоречий:
– между необходимостью углубленного изучения коммуникативности и ее «растворением» в теории менеджмента, а также смешением понятия «коммуникативность» с понятием «коммуникабельность»;
– между потребностями современных организаций в коммуникативных сотрудниках и условиями формирования специалистов (недостатках вузовского образования, отношением к человеку как к ресурсу в коммерческих фирмах, отсутствием возможностей материального стимулирования в государственных организациях, кризисными явления в экономике, непопулярностью самоменеджмента и проч.);
– между необходимостью использования новых принципов, форм, методов, приемов личностного развития персонала организации, его коммуникативности и технологической невооруженности ими руководителей среднего звена и высшего руководства.
Поэтому теоретические исследования коммуникативности и разработка инструментария ее совершенствования для конкретных организаций актуальны.
С целью разрешения первого из выделенных противоречий был произведен сравнительный анализ определений понятия коммуникативности в психологии и менеджменте. Он показал, что в психологической интерпретации коммуникативности сделан акцент на ее принадлежности к потребностно-мотивационной сфере личности. Психологи характеризуют коммуникативность как способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей, ситуативную адаптированность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. Они четко очерчивают структуру коммуникативности, представляя ее как сочетание особого вида активности, эмоциональной реактивности, уверенности, умения удерживать коммуникативный объект.
В науке об управлении коммуникативность определяется через ее значимость для деятельности организации: как элемент «профпригодности» или даже ключевая компетенция сотрудника [2].
И психологи, и управленцы сходятся во мнении о том, что сотрудники рыночно-ориентированной организации должны обязательно обладать коммуникативностью. Однако, сведение коммуникативности к совокупности умений или навыков (устанавливать и развивать контакты с людьми и группами; делать свои действия понятными для других, в частности в процессе устных и письменных сообщений; подготавливать информацию; урегулировать конфликты; осуществлять обратную связь и т.п.), принятое в менеджменте на сегодняшний день, провоцирует работодателя и специалистов по работе с персоналом на подмену понятия «коммуникативность» понятием «коммуникабельность».
Несмотря на то, что в научной литературе довольно часто встречается мысль о нетождественности этих понятий, их развернутое сравнение пока не было представлено. Для предупреждения смешения понятий «коммуникативность» и »коммуникабельность» были отобраны критерии, по которым было произведено их сравнение (таблица).
Из таблицы видно, что современные организации нуждаются, прежде всего, в коммуникативных сотрудниках. Только наличие коммуникативности гарантирует, что в любом акте организационного взаимодействия говорящий и слушающий будут адекватно воспринимать друг друга [1].
Особенности проявления коммуникативности сотрудников были рассмотрены на примере одной из принадлежащих системе дополнительного образования организаций г. Тамбова, деятельность которой направлена на развитие творчества детей и юношества.
В организации работает 107 сотрудников. Средний возраст сотрудников – 40 лет. По стажу сотрудники практически равномерно делятся на 4 группы (от 1 до 5 лет; от 6 до 10 лет; от 11 до 15 лет; свыше 15 лет). Большая часть сотрудников имеет высшее образование. Индекс стабильности персонала: 0,9.
SWOT-анализ исследуемой организации показал, что наибольшую угрозу для нее представляет введение платы за основные образовательные услуги в школах и детских садах; затяжной характер кризиса, возможность появления конкурентов – новых центров развития, усиление позиций дополнительного образования в ДОУ и СОШ. В свою очередь, наиболее благоприятными возможностями для организаций подобного типа являются увеличение рождаемости и интерес населения к нестандартным дополнительным образовательным услугам.
С целью изучения особенностей коммуникативности сотрудников организации были применены методики:
– «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе», тест Т.Лири «Взгляд на вас со стороны»;
– «Диагностика уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана;
– выявление стиля руководства по Журавлеву – Рубахину.
Выборка состояла из представителей руководства, специалистов, служащих и клиентов организации.
В качестве основных недостатков проявления коммуникативности рассматриваемой организации были выявлены:
1) недостаточный объем представлений о сущности коммуникативности и ее роли в организации у сотрудников и руководства и, как следствие, стихийность и слабая выраженность ее развития;
2) выбор сотрудниками ситуаций, мест и форм общения, неадекватных его целям и не всегда удовлетворяющих клиентов организации;
3) периодические проявления фрустрированности сотрудников, вызванные неблагоприятной экономической ситуацией и падением престижа профессии педагога в стране;
4) нестабильность стиля руководства организации.
Сравнение понятий «коммуникабельность» и »коммуникативность»
Критерий |
Коммуникабельность |
Коммуникативность |
Носитель |
люди, склонные к общению или получившие элементарную подготовку в области установления контактов |
обладатели особых характерологических качеств, а также люди, стремящиеся к совершенствованию своих ценностей, установок, идеалов, интересов |
Сущность |
умение расположить к себе собеседника, вызвать симпатию, завязать дружеские отношения |
в психологии – особая способность; в менеджменте – ключевая компетенция |
Составляющие |
обычно не выделяются; коммуникабельность сама является частью какого-либо вида активности |
сочетание особого вида активности, эмоциональной реактивности, уверенности, умения удерживать коммуникативный объект |
Выполняемые функции |
установление поверхностных контактов |
передача информации, эмоциональное выражение, мотивация, контроль и др. |
Отношение к направленности |
может быть абсолютно не согласована: маску коммуникабельного человека может носить любой, даже внутренне озлобленный, не любящий и не уважающий собеседника индивид |
требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес индивида, его потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций |
Источники формирования |
специальная литература; тренинги |
жизненный опыт; искусство; общая эрудиция; специальные научные методы (тренинги, совместное создание кодексов и прочих стандартов и др.) |
Особенности развития |
начинается с осознания проблем в профессиональной деятельности или личностном плане и зачастую сводится к изучению наиболее распространенных, но не всегда соответствующих особенностям личности и выполняемым ею задачам приемов, например, пикапа |
начинается с формирования у человека такой направленности, при которой ценность человеческого общения находится на периферии, а в центре – ценностные ориентации |
Отношение работодателей |
при приеме на работу данное качество приветствуется большинством работодателей, но впоследствии не всегда в полной мере удовлетворяет запросы руководства |
специально диагностируется редко, неправильно распознается из-за непонимания специалистами по кадрам и работодателями глубины различий между коммуникативностью и коммуникабельностью |
Потребность в дополнительных навыках |
незначительна, ограничивается поверхностным анализом обстановки и личностных особенностей собеседника, которые не удерживаются в памяти надолго и часто служат предметом манипулирования |
общая эрудиция, знание филологии, основ маркетинга и психологии, полная информация о деятельности своей компании, а также о той аудитории, на которую направляется деятельность |
Результат проявления в условиях организации |
непредсказуем: в случае удачного проявления – повышение эффективности деятельности организации, оживление отношений сотрудников; в случае неудачного проявления – снижение продуктивности, слухи, сплетни, малозначимые разговоры, в том числе за пределами организации |
нормализует социально-психологический климат в коллективе, оставляет положительное впечатление о компании и поднимает ее на высокий уровень в рейтингах, способствует совершенствованию оргкоммуникаций и повышению креативного уровня сотрудников |
На базе результатов исследования был создан психологический портрет сотрудника организации (в плане проявления коммуникативности), а также, с помощью экспертов, была оценена вероятность реализации стратегических альтернатив организации в условиях совершенствования коммуникативности и отсутствия работы в данном направлении.
На основании выявленных проблем в деятельности организации были предложены рекомендации по совершенствованию коммуникативности ее сотрудников: внедрение корпоративного кодекса и стандартов общения (разработаны в процессе исследования и предложены коллективу), проведение специальных тренингов, совместная разработка проектов членами коллектива, самоменеджмент руководителей и сотрудников и др. В качестве примера совместной деятельности, призванной совершенствовать коммуникативность сотрудников организации, руководству был предложен проект «Вместе мы – сила!», участниками которого должны стать директор и сотрудники. Помимо целей, задач, этапов реализации в нем указывались риски и мероприятия по их нейтрализации.
В конечном итоге, можно предположить, что эффективность деятельности организации повысится, если
– дать руководству и сотрудникам установку на значимость коммуникативности как особого свойства личности;
– помочь им осознать смысл и ценность коммуникативности в профессиональной деятельности;
– создавать благоприятные условия для развития коммуникативности у сотрудников;
– использовать новые технологии развития коммуникативности.