К настоящему времени по проблеме психической напряженности накоплен значительный материал эм-пирических данных, свидетельствующих о том, что если раньше напряженностью, или стрессом, счи-талось такое состояние, итогом которого были срыв или близкие к нему явления, то в настоящее время намечена градация стресса как по степени и длитель-ности, так и по характеру стрессоров, вызывающих это состояние.
При физической деятельности в условиях стресса может произойти перераспределение функциональ-ных возможностей – поддержание или даже повыше-ние психологических показателей, входящий в струк-туру выполняемой деятельности, при выраженном падении других, менее значимых, показателей. Рези-стентность организма спортсмена к стрессу в таком случае зависит от ресурсов в направленности нейро-эндокринных реакций и от выработанной в резуль-тате упражняемости общей экономизации функций, причем, такая экономизация проявляется как в сфере психических, так и физиологических функций, что позволяет установить определенный гомеостазис ор-ганизма со средой.
Достичь высоких результатов в соревнованиях спортсмены с разными свойствами нервной системы и темперамента могут только при соответствующих условиях и, прежде всего, при определенном уровне стресса. Для разных по темпераменту спортсменов одинаково эффективными являются, например, раз-ные по содержанию варианты аутогенной трениров-ки. Так, для лиц с сильной нервной системой, мало-тревожных, эмоционально невозбудимых в условиях соревнований наибольший эффект дают приемы мо-билизации и стимуляции. Для лиц со слабой нервной системой, высокотревожных и эмоционально возбу-димых наибольший положительный эффект дают ва-рианты успокоения, понижения уровня стресса, вну-шения уверенности в своих силах, алгоритмизация (программирование) поведения на старте.