Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Современный процесс проектирования судов характеризуется широким применением средств вычислительной техники и использованием систем автоматизированного проектирования (САПР).

По стадиям разработки проекта САПР можно разделить на САПР технического и рабочего проектирования и САПР исследовательских стадий [1]. В САПР технического и рабочего проектирования используются данные, которые получены на более ранних этапах проектирования. САПР исследовательских стадий предназначены для обеспечения многовариантного исследования проектной концепции судна с последующим выбором контрактного варианта в виде технического задания или предложения. Использование исследовательских систем позволяет получать оптимальные характеристики вариантов судов.

Основу САПР исследовательских стадий составляют методики и математические модели проектирования судов того или иного типа. В исследовательском проектировании при разработке математических моделей во взаимодействии применяются различные методы: аналитический, статистический, метод сравнения и др.

Основу статистического метода составляет использование соответствующих баз знаний (баз данных), на основе которых генерируются аналитические зависимости или рассчитываются и уточняются статистические коэффициенты для расчетных формул, для их использования в математических моделях проектируемых систем. Отсутствие таких баз знаний очень сильно затрудняет разработку математических моделей проектирования или вообще ставит под вопрос решения данной задачи.

В настоящее время во всевозможных источниках существует множество разрозненной информации о судах и их характеристиках. Это литературные источники (периодические издания и монографии) и электронные средства информации (ресурсы интернета). Однако следует отметить, что все эти средства информации могут служить только в качестве основы для ее анализа и дальнейшего ее занесения в базу знаний.

Существующие и распространяемые в интернете базы данных являются специфичными и в основном служат для целей общего описания судов. В основном эти базы содержат информацию эксплуатационного характера. Ниже приведена характеристика типовых информационных ресурсов по судам различного назначения.

База данных «World Shipping Register» содержит данные более чем о 100 000 судов. Она имеет широкую систему поиска. Содержит по каждому судну достаточно информативные данные в виде отдельных веб-страниц [2].

База данных Российского Морского Регистра судоходства – электронное издание Регистровой книги судов, которое публикуется каждые два года. В ней содержатся сведения о морских самоходных судах валовой вместимостью 100 и более, имеющих класс Российского морского регистра судоходства. Электронная Регистровая книга позволяет вести поиск по названию судна, по его регистровому номеру и номеру ИМО, а также по судовладельцу. База содержит достаточно полные эксплуатационные данные по каждому судну [3].

База данных по наименованию судов «Miramar Ship Index» содержит данные по всем переименованиям судов в процессе эксплуатации. Поиск можно осуществлять как по названию судна, так и по его идентификационному номеру ИМО [4].

Существует достаточно большое количество баз данных по списочному составу флотов отдельных компаний. В качестве типового примера можно привести список флота Дальневосточного морского пароходства. Данная база содержит информацию эксплуатационных характеристик по каждому судну флота. Объем информации по судну ограничен данными, которые интересны потенциальным фрахтователям [5].

По судам отечественных транспортных компаний разработана и сопровождается Центральным научно-исследовательским институтом морского флота база данных «Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане». Банная база данных является информационной системой, предназначенной для обеспечения морской деятельности Российской Федерации комплексной информацией, получаемой от информационных систем федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук. Она позволяет производить сортировку судов по типам, по судоходным компаниям, а также получать краткие эксплуатационные характеристики по отдельным судам [6].

Интересны информационные ресурсы интернета по отдельным типам судов. Наиболее показательным из них является «Containership Register». Данный ресурс имеет развитую систему запросов по поиску и сортировке. Поиск можно осуществлять по наименованию, номеру ИМО судна, заводу строителю, по судовладельцу, в состав флота которого входит контейнеровоз. Наряду с общими характеристиками, для каждого контейнеровоза можно получить список однотипных судов [7].

Существует и достаточно много других ресурсов, которые содержат как отрывочную фактографическую, так и иллюстративную информацию по судам.

Следует отметить, что ни одна из этих баз не может быть использована напрямую в исследовательских САПР. Это связано с неполнотой специфичной для вопросов проектирования технической информации о проекте судов, так и с формой представления этой информации и возможностью ее математической обработки.

Следует отметить, что такие базы знаний, которые можно было бы напрямую использовать на стадиях начального проектирования судов, являются «закрытыми» и тиражированию не подлежат. Это обосновывает актуальность разработки базы знаний по судам различного назначения с целью ее использования в научных исследованиях в области исследовательского проектирования судов. Кроме того, такая база знаний необходима для организации учебного процесса подготовки специалистов в областях судостроения и организации перевозок на водном транспорте.

Главной особенностью такой информационной системы должно являться ее ориентирование не на характеристики отдельных судов, а на характеристики проектов, по которым эти суда построены. Данная база знаний наряду с общими техническими характеристиками должна содержать и графическую и проектную информацию. Это позволит проводить статистический анализ проектных характеристик, результаты которого можно использовать в исследовательских САПР.