Первые коммерческие лабораторные информационные системы (ЛИС) первого поколения, были предложены в1982 г. Эти ЛИС представляли собой автоматизированные рабочие места и размещались на отдельных миникомпьютерах, обеспечивая при этом высокую производительность и формирование первых автоматизированных отчётов.
Методы и задачи исследований. В настоящее время применяются ЛИС пятого поколения, они являются комплексными системами, позволяющими не только решать многочисленные задачи ввода и хранения лабораторных данных, но и на базе новейших информационных технологий интегрироваться с другими системами автоматизации для участия в решении задач всего лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Данные системы охватывают весь спектр потребностей лабораторно-исследовательских комплексов и обеспечивают интеграцию данных и процессов лаборатории в общую информационную среду ЛПУ [1-4].
Ещё одной задачей реализации использования компьютеров в деятельности лаборатории направлена на обеспечение взаимодействия лабораторий с клиническими отделения ЛПУ различных типов на базе единой ЛИС. Возможность обмена данными с другими подразделениями медучреждения и информационными системами также является достаточно обычным требованием к ЛИС и присутствует у всех производителей. Варианты обмена данными могут быть различными, например:
– ЛИС – врач ЛПУ, позволяет обеспечить автоматическую передачу врачам результатов выполненных исследований при отсутствии в ЛПУ единой госпитальной информационной системы (ГИС);
– ЛИС – ЛИС, позволяет строить распределенные информационные системы работающих совместно лабораторий. В частности, этот вариант позволяет создать информационную систему централизованной лабораторной службы.
– ЛИС – ГИС, реализует получение из медицинской системы учреждения заказов на лабораторные исследования и обратную передачу в электронную карту пациента результатов выполненных исследований.
– ЛИС – учетно-финансовая система учреждения, в том числе информационные системы страховых компаний, реализует выдачу сведений об оказанных лабораторией услугах в систему финансового учета.
Заключение. Наиболее удобными для эксплуатации считаются ЛИС с гибкой блочно-модульной конфигурацией и широким спектром возможностей по занесению, обработке и сохранению информации, позволяющие максимально адаптировать систему к потребностям лаборатории, а также сделать возможным поэтапную информатизацию, когда сначала приобретается система для одного отдела, а потом по мере необходимости в нее включаются новые модули. Следует обратить внимание на технологии, используемые в системе – это штрих-кодирование, технология автоматического считывания бланков-направлений, поддержка стандартов хранения и передачи данных (HL7, LOINC, XML). Наконец, немаловажным фактором является организация системы обслуживания ЛИС поставщиком или его уполномоченными представителями, возможности развития системы и условия получения новых версий программного обеспечения.