Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1 The Kuban State Technological University

Актуальность проблемы формирования гражданской ответственности учащихся в процессе обучения связана с происходящими в России изменениями социально-экономического, политического, духовно-нравственного характера, которые привели общество к нестабильности, неопределенности. Значительная часть молодёжи по мнению многих исследователей (Н.А. Залыгина, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, В.М. Пустовалов, Н.Е. Щуркова, и др.), стремится, в первую очередь, только к росту личного благополучия. Средства массовой информации пропагандируют индивидуализм, призывают жить только для удовлетворения сиюминутных, часто только физиологических потребностей, используя других людей в качестве средства для достижения своих целей. Такие понятия как патриотизм, государственность, долг, честь, достоинство, дружба, верность, духовность, нравственность нередко выставляются как нечто обветшалое, как тема для издевательства над отсталостью так называемого «совкового» мышления и поведения. Всё это не может не вызывать беспокойство у общественности России.

Для формирования гражданской ответственности личности студенческий возраст является наиболее оптимальным, так как это период самоутверждения, стремления к самостоятельности, это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.

Гражданская ответственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

К компонентам гражданской ответственности можно отнести политическую и правовую компетентность, нравственные качества специалиста, патриотические и интернациональные чувства.

З.П. Красноок сформулировала основные принципы и направления воспитания гражданственности: развитие у студентов познавательной активности и способности к самообразованию; развитие уважения к истории и традициям многонациональной страны, формирование качеств социально-ответственного гражданина Отечества; качественная и интенсивная подготовка будущих специалистов к включению в трудовую деятельность и формирование у них активной жизненной позиции; осознание и принятие нравственных общечеловеческих принципов; реализация субъектной позиции молодого человека посредством активного участия в социально значимых сферах жизни, путем консолидации молодежи во имя интересов общества и решения собственных проблем; преодоление разрыва в ценностной ориентации молодых и взрослых [1].

Воспитание гражданской ответственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и гражданской ответственности будущих специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между потребностью государства в специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности гражданской ответственности как интегративного качества личности и отсутствием системы формирования гражданской ответственности в начальной профессиональной школе.

Разрешение этого противоречия определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы?

Были изучены подходы к проблеме формирования гражданской ответственности в психолого-педагогической и философской литературе; выявлены факторы, влияющие на формирование гражданской ответственности; разработаны и внедрены мероприятия по формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы.

Экспериментальная работа по формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе проводилась на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 41 г. Краснодара». В исследовании приняли участие учащиеся третьего курса – 20 человек.

Исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ставились задачи: изучить компоненты гражданской ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы; выявить уровень познавательной активности и информированности о гражданской ответственности у учащихся.

Для изучения осведомленности учащихся о таком интегративном качестве личности как гражданская ответственность была разработана анкета «Гражданская ответственность». Для изучения показателей ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы использована методика В.П. Прядеина «Ответственность» [2].

Второй этап – формирующий эксперимент. На этом этапе решались следующие задачи: формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для самовоспитания и совершенствования структурных компонентов гражданской ответственности: умения анализировать собственную деятельность, оценивать свои поступки и профессиональные способности, умение реализовать субъектную позицию в социуме, готовность воспринимать критику; формирование активной общественной позиции, осуществляемой посредством участия в массовых мероприятиях, отраженных в программе и в планах начальной профессиональной школы.

Была изучена программа учебно-воспитательной работы лицея. Дополнительно к программе был разработан и внедрен цикл мероприятий по формированию гражданской ответственности, включающий в себя эрудит-марафон «Мой любимый город», коллективное творческое дело, проведенное в форме мозгового штурма, лекцию «Гражданская ответственность», классный час «Государственные символы России.

Результаты исследования на первом этапе показали, что учащиеся полагают, что гражданская ответственность, в первую очередь – это защита Родины. В результате групповой беседы с учащимися выявлено, что отрицательное отношение к службе в армии респонденты связывают с человеческим фактором: неуставным поведением и отношением к солдатам командующего состава. Были высказаны следующие мнения: «я никому ничего не должен», «служба в армии в демократической стране должна быть по желанию», «согласен служить по контракту» и др. Третьекурсники считают, что сами воспитывают в себе гражданскую ответственность, так как обладают уже большей самостоятельностью. Большинство учащихся считают, что воспитанием гражданской ответственности должно заниматься образовательное учреждение. Только 35 % третьекурсников видят проявление своей гражданской ответственности в участии в жизни лицея, а 45 % стараются поступать честно, правильно и соблюдать закон. И хотя в мероприятиях лицея принимают участие практически все учащиеся, тем не менее, свое активное участие они не воспринимают как проявление своей гражданской ответственности. 40 % учащихся позиционируют себя частью общества и желанием влиять на процессы, происходящие в обществе. У большинства учащихся (65 %) личные интересы преобладают над общественными. Личная выгода остается приоритетной. Учащиеся не готовы брать ответственность на себя.

После внедрения цикла мероприятий в учебный процесс было проведено контрольное исследование.

Формирующий эксперимент показал, что у учащихся наблюдается тенденция к повышению уровня знаний и пониманию гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

Возросло количество учащихся, считающих, что гражданская ответственность – это защита Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны, ответственность за последствия своих поступков (рис. 1).

miller1.wmf

Рис. 1. Понимание гражданской ответственности

Третьекурсники выделили роль семьи, учреждений культуры и лекций о гражданской ответственности в процессе формирования гражданской ответственности. Ответ «образовательное учреждение» получил поддержку большего числа третьекурсников в сравнении с их выбором на констатирующем этапе, поскольку в процессе экспериментальной работы была указана роль лицея в формировании гражданской ответственности (рис. 2).

miller2.wmf

Рис. 2. Кто воспитывает гражданскую ответственность

Отмечено отсутствие респондентов, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Повысилось количество учащихся (65 %), считающих участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности.

Анализ проведенного эксперимента показал положительную динамику процесса решения задач формирования гражданской ответственности учащихся в образовательной деятельности лицея.

Сложилось позитивное мнение о проделанной совместной работе: у учащихся повысилась активность, интерес к окружающим людям и событиям; улучшилась коммуникабельность. Учащиеся лучше узнали друг друга и преподавателей, а преподаватели – учащихся.

Таким образом, решение задач формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе будет эффективным, если учащиеся будут убеждены, что они как граждане востребованы в демократическом обществе, их потенциал уникален, а их гражданская позиция и профессиональное мастерство могут стать условием становления правового государства.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В процессе целенаправленной и планомерной работы у учащихся повысился уровень знаний и понимание гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

2. Возросло количество учащихся, считающих защиту Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны и ответственность за собственные поступки проявлением гражданской ответственности.

5. Возросло количество учащихся, считающих, что воспитывает гражданскую ответственность не только семья, образовательное учреждение, неформальные группы, учреждения культуры, но и они сами, Возросло количество учащихся, понимающих благоприятную роль участия в общественных мероприятиях, проведения лекций о гражданской ответственности, классных часов, соответствующих учебных предметов и чтение соответствующей литературы в формировании гражданской ответственности. Отмечено отсутствие учащихся, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Учащиеся рассматривают соблюдение законов и активное участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности. Учащиеся считают гражданскую ответственность своим необходимым качеством. Они убеждены, что без позитивной активной позиции гражданина, специалиста их профессиональная деятельность не станет продуктивной и нужной стране. Учащиеся с уверенностью заявили, что от них зависит будущее России.

Таким образом, осуществление интеграции лекции, классных часов, коллективного творческого дела в образовательный процесс содействовало формированию гражданской ответственности у учащихся лицея. Важным результатом эксперимента стала активная познавательная деятельность учащихся.