Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Образовательное учреждение сегодня должно и может стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Данная статья является результатом анализа применения здоровьесберегающих технологий в 3 классе МСОШ № 1 г. Тейкова, где проходила учебно-исследовательская практика.

Мы считаем, что главная задача – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Учитель Галина Ивановна свои уроки старается строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье. Для этого она использует приемы здоровьесберегающих технологий.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих: активного участия в этом процессе самих ребят; создания здоровьесберегающей среды; создание ситуации выбора и успеха; тесного взаимодействия с детьми, родителями и социально-культурной сферой.

Формирование у ребят ответственности за своё здоровье, – воспитательный процесс, который нами рассматривается в качестве одной из важнейших задач в работе учителя. Его задача – научить детей общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.

Очень важно формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, надо учить детей чаще улыбаться. Сделать правило класса: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!» Каждое утро первый урок начинать с зарядки. Её проводят сами дети.

Детям необходимы физкультминутки, которые позволят размять тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Они позволяют улучшить психическое и эмоционального состояния, повышает мотивацию к дальнейшей работе. После физкультминутки внимание детей активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках необходимо старается создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

На основе анализа наших наблюдений и материалов бесед с учителем мы выделили различные приемы для создания ситуации выбора и успеха на уроке: создание у ребенка субъективного переживания успеха; создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность; использование приемов рефлексии.

Благодаря элементам здоровьесберегающих технологий ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и с учителем, задают вопросы на уточнение непонятого, стараются найти выход из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки учащихся.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие периоды развития основаны на идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте, несомненно, должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность учеников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.

Опыт преподавателя показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.