Подростковая преступность была и остается одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается. Уголовная статистика последних лет фиксирует рост числа тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, отмечает увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой преступности, выявляет тенденцию к возрастанию степени организованности преступных групп несовершеннолетних, свидетельствует об определенных изменениях мотивации преступного поведения подростков.
Несовершеннолетние правонарушения в любой возрастной группе является проблемой и для самого человека и для его окружения. Особенно остро встаёт проблема несовершеннолетних преступлений в подростковом возрасте, так как это – возраст физиологических, психологических и социальных изменений в жизни подростка. Поэтому разработка системы мер коррекции несовершеннолетних правонарушений в подростковом возрасте является актуальной задачей на любом уровне.
В ходе экспериментального исследования, проведенного с подростками при отделе по делам несовершеннолетних нами были выявлены причины, влияющие на их девиантное поведение, а также проблемы подростков с целью коррекции поведения. Результаты исследования показали, что одной из форм профилактики на государственном уровне необходимо, в первую очередь, совершенствование законодательства в отношении предупреждения и снижения уровня несовершеннолетних правонарушителей с тем, чтобы четко определить механизмы координации и контроля деятельности всей системы превентивных мер. Не менее важным условием профилактики девиантного поведения подростков является кадровая политика. С данной категорией детей должны работать только специалистам со специальным психолого-педагогическим образованием, способным на должном уровне осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей при отделе по делам несовершеннолетних.
Как показывает практика работы в условиях ОДН, на данный момент разработаны многообразные формы и методы работы с подростками-правонарушителями, однако, имеется и ряд проблем, с которыми сталкивается инспектор по делам несовершеннолетних: заформализованность работы, а часто и замена реальной работы составлением множества документов; ограниченность во времени; слабая поддержка со стороны семьи и организаций, отсутствие возможностей для организации подросткового досуга.
Одной из важнейших форм работы педагога-психолога по профилактике и коррекции несовершеннолетних правонарушителей является беседа. Но, для того, чтобы она стала эффективной, необходимо создание эффективной модели коммуникаций с подростком.
Основой работы в условиях ОДН должно стать создание психологически комфортного, доверительного фона, необходимого для эффективной профилактической и коррекционной работы. Сама работа должна строится на основе доверия, контакта между взрослыми и подростками.
Таким образом, в проведенном нами исследовании подтвердилась гипотеза о том, что профилактика правонарушений и коррекция поведения подростков в условиях ОДН действительно эффективна при следующих условиях:
1) учет педагогом-психологом особенностей подросткового возраста несовершеннолетних правонарушителей;
2) применение активных форм взаимодействия и совместной деятельности органов социальной защиты, семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов;
3) формирование гражданственности, правовой культуры, культуры межнациональных отношений и патриотическое воспитание подростков-правонарушителей.