В исследовании выявлялись особенности и сравнивались уровни логического мышления студентов-математиков и спортсменов-шашистов. Во время игры в шашки спортсмены используют логическое мышление и решают задачи практического характера (практическое мышление направлено на разрешение частных конкретных задач). В учебной деятельности студентов – математиков преобладают теоретические решения с помощью математических уравнений, систем, формул (теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей). В связи с этим мышление шашистов и математиков находится в постоянном процессе решения задач, но отличие их состоит в практическом и теоретическом направлении.
Объектом исследования выступили 25 спортсменов – шашистов (в том числе: 5 мастеров спорта Российской Федерации (мф), 8 мастеров международного класса (мм), 12 кандидатов в мастера спорта (кмс) и 25 студентов Института математики и информатики в возрасте от 18-22 лет.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существуют различия в решении умственных задач спортсменами – шашистами и студентами математиками. Методический инструментарий составили методики по исследованию словесно – логического мышления и по исследованию процедуры рассуждения и решения логико-математических задач.
Диаграмма
В результате исследования словесно-логического мышлении испытуемых выявилось, что высокую тенденцию логически анализировать показывают спортсмены-шашисты. Это может быть связано с тем, что у шашистов преобладает творческая продуктивность ума, т.е. они обладают способностью самостоятельно и критично мыслить не используя теоретические знания. А студенты-математики склонны давать ответы способом знакового моделирования, т.е у них решение требует построения схем, составления уравнений и систем.
Таблица 1
Показатели рассуждения |
Шашисты |
Математики |
Количество общих целей, выдвинутых во время решения Количество промежуточных целей, завершившихся ошибочным преобразованием Количество предложенных вариантов решений Частота называния элементов Общее время решения задач |
3 2 8 высокая 12 минут |
3 2 3 высокая 11,30 минут |
В исследовании процедуры рассуждения выяснилось что, у спортсменов-шашистов и студентов математиков особых различий не наблюдается. Однако, количество предложенных вариантов решений у шашистов было больше, зато студенты затратили меньше времени на решения и рассуждения. Это может быть связано с тем, что шашисты во время партии при нахождении правильного хода, в уме рассматривают все варианты своего хода и хода противника (по статистике кандидаты в мастера спорта в уме считают до 10 вариантов, а мастера спорта до 20 вариантов). Это требует умения выбирать самый оптимальный вариант хода. Во время игры шашисты распределяют свое время поминутно, в нашем исследовании они использовали такой же вариант мышления. У студентов-математиков отмечается торопливость при рассуждении, т.е это проявляется в том, что испытуемый, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. В процессе рассуждения у обеих групп испытуемых наблюдаются все основные формы мыслительного процесса: понятие, суждение и умозаключение.
В решении логических задач количество правильных ответов у спортсменов – шашистов больше, чем у студентов математиков, хотя студенты затратили меньше времени на решение. Если сравнивать методы решения шашистов и математиков, то шашисты выдают ответы нестандартными способами решения, а математики часто ссылаются на формулы, уравнения т.е на свой прежний опыт.
Для математического анализа результатов использовалась программа SPSS, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
По табл. 2 мы видим, что корреляция обнаружилась, т.е решение словесно-логических задач у спортсменов-шашистов имеет связь с решением логико-математических задач у студентов-математиков, т.е. находиться на одном уровне.
Таким образом, выявилось, что в процессе решении логических задач ходы решения шашистов и математиков имеют различия. Мышление математиков характеризуется быстротой и устойчивостью. А у шашистов наблюдается гибкость, критичность, самостоятельность и широта мышления. Студенты-математики склонны решать задачи теоретическим путем, а спортсмены-шашисты творческим, практическим путем.
Таблица 2
м.логьатза |
ш.логматзад |
м.сллог |
ш.сллог |
|||
Spearman’s rho |
м.логьатза |
Correlation Coefficient |
1,000 |
,283 |
-,091 |
,304(*) |
|
|
Sig. (2-tailed) |
. |
,068 |
,563 |
,050 |
|
|
N |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
ш.логматзад |
Correlation Coefficient |
,283 |
1,000 |
-,011 |
-,047 |
|
|
Sig. (2-tailed) |
,068 |
. |
,942 |
,756 |
|
|
N |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
м.сллог |
Correlation Coefficient |
-,091 |
-,011 |
1,000 |
,127 |
|
|
Sig. (2-tailed) |
,563 |
,942 |
. |
,415 |
|
|
N |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
ш.сллог |
Correlation Coefficient |
,304(*) |
-,047 |
,127 |
1,000 |
|
|
Sig. (2-tailed) |
,050 |
,756 |
,415 |
. |
|
|
N |
25 |
25 |
25 |
25 |
* Уровень корреляции значим на уровне 0,05.
Кроме того, эффективность решения умственных задач зависит от особенностей логического мышления и умения анализировать, т.е от развития словесно-логического мышления. Результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что решение умственных задач имеет высокие показатели результативности при одновременном применении практического и теоретического мышления. Нужно отметить, что в спортивной деятельности в, частности шашистов, решение умственных задач требует такие индивидуальные характеристики мышления как глубина, гибкость, широта, быстрота и сообразительность. Успешность их деятельности будет высокой при самостоятельном синтезировании новых ходов из элементов имеющихся знаний. А деятельность студентов-математиков связана с полу самостоятельным осмысливанием и преобразованием учебного материала. Успешность решения ими умственных задач будет высокой, если они будут применять одновременно примеры из усвоенного знания и поиска новых идей.