Формирование стабильной и безопасной обстановки, как на глобальном, так и на региональном уровнях, является одной из приоритетных задач современного государства. Национальная безопасность в условиях глобализации находится в диалектической взаимодействии с внутри- и внешнерегиональными факторами. Формирующие надгосударственные регионы-системы [1] в международных отношениях выступают элементами новой структуры коллективной безопасности в мире, играют значительную роль в обеспечении национальной безопасности стран-участниц.
Сегодня регион Восточной Азии – это один из наиболее быстро и динамично развивающихся регионов мира. Три восточноазиатских государства входят в первую десятку стран мира по уровню ВВП: Китай занимает 2-е место (10,21 трлн долл.), Япония – 3-е место (4,911 10,21 трлн) и Южная Корея – 10-е место (801 млрд 200 млн). Все происходящее сегодня позволяет предположить, что в XXI в. Восточная Азия превратиться в один из наиболее развитых и динамичных регионов планеты [2].
Китай занимает лидирующее положение в регионе Восточной Азии, выступая основным локомотивом экономического роста, оказывая значительное влияние на формирование региональной системы безопасности, обеспечивая тем самым реализацию национальных интересов, в том числе и по обеспечению безопасности от нетрадиционных видов угроз.
После окончания «холодной войны» и ослабления военно-технической конфронтации между Востоком и Западом, в сфере обеспечения национальной безопасности стали явно проявляться новые, нетрадиционные виды угроз [3] Под нетрадиционными угрозами безопасности понимаются терроризм, наркобизнес, незаконный оборот оружия, организационная преступность, финансовые махинации, пиратство, изменения климата, безопасность киберпространства, пищевых продуктов и здравоохранения.
В странах региона Восточной Азии наблюдается частая периодичность случаев терроризма. Для решения проблемы Китай совместно с другими странами региона проводит антитеррористические военные учения, в т.ч. в рамках институтов сотрудничества ШОС. Финансовый криз повлиял на скорость и качество развития экономики Китая [4]. Для противодействия финансовым угрозам безопасности, Китай всеми силами стимулирует экономическое взаимовыгодное сотрудничество в регионе, выступает за изменение нерационального международного финансового порядка. Колебание цен на международном нефтяном рынке спровоцировало возникновение и усиление роли энергетической безопасности. Китай выступает за рациональное использование энергетических ресурсов и широкомасштабное применение атомной энергии в регионе. Организованная преступность и коррупция угрожают развитию демократии и наносят существенный вред экономике государства. А игнорирование увеличения объема наркотрафика в регионе способствует резкому росту наркомании и преступности внутри государств. В сфере обеспечения безопасности киберпространства Китай призывает объединить усилия и при помощи информационных сетевых технологий осуществлять нормотворческую деятельность в сети [4].
Очевидно, что правительство Китая не может игнорировать необходимость подавления нетрадиционных видов угроз на региональном уровне. От обстановки безопасности в регионе напрямую зависит стабильность национальной безопасности и в самом Китае. Регион Восточной Азии для КНР является главной опорой в осуществлении гармоничного развития. Китайское правительство утверждает, что усилия одной страны, направленные на противодействия нетрадиционным угрозам в регионе не смогут быть эффективными, поэтому Китай выступает за объединение всех сил и ресурсов для обеспечения стабильных условий дальнейшего развития всей Восточной Азии.
Строительство «гармоничного мира» в регионе является долгосрочной целью внешней политики Китая [5] Руководствуясь «Всеобъемлющей концепцией безопасности», Китай наращивает ресурсы для ликвидации нетрадиционных угроз, как следствие, активизирует международное сотрудничество в сфере безопасности в регионе Восточной Азии.