За последнее десятилетие значительно увеличилось количество служебного легкового и грузового автотранспорта на дорогах, в связи с чем стал актуальным вопрос по использованию системы дистанционного GPS-мониторинга и контроля транспортных средств, которые представляют собой программно-аппаратный комплекс, дающий возможность выполнять оперативное слежение, управление, контроль и анализ действий отдельной машины или автотранспортного парка в целом. Подобная система дает возможность оператору получать информацию о транспортном средстве, например, маршрут машины, количество остановок, правонарушений, связанных с превышением скорости и т.п.
Бортовой блок является неотъемлемой составляющей системы мониторинга, который представляет собой микрокомпьютер, установленный на машине. Получая информацию от встроенного навигационного терминала GPS и датчиков, установленных на транспортном средстве, бортовой блок обрабатывает и затем передает ее по сетям сотовой связи GSM на центральный сервер, работающий постоянно. Также автомобиль целесообразно снабжать GSM-видеокамерами.
Эффективность работы системы мониторинга транспорта оценивается по способности определять расход топлива, которое потребовалось на выполнение тех или иных операций.
В настоящее время существует несколько методов оценки расхода топлива: контроль фактического расхода топлива с применением проточных датчиков расхода топлива, необходимо отметить, что при правильном выборе датчиков и квалифицированном монтаже погрешность измерения составляет менее 1 %; измерение уровня топлива в баке и вычисление расхода топлива по наличию его в баке; определение расхода по пробегу.
Система GPS-мониторинга предоставляет возможность не только следить за автотранспортом, но и сличать полученные данные с маршрутом, оперативно, в on-laine режиме информировать оператора о любых отклонениях, ошибках и нарушениях водителей.