В настоящее время одной из актуальных проблем процесса обучения в высшей школе является профессионально-личностное развитие студента. Мы считаем, что основой для личностно-профессионального развития и саморазвития студента должна стать сформированная профессионально-субъектная позиция.
В нашем понимании «профессионально-субъектная позиция студента» – это осознание себя субъектом, обучающимся профессии, то есть сочетающим освоение профессиональных знаний, умений, навыков с саморазвитием профессионально-личностных качеств. Процесс формирования профессионально-субъектной позиции студентов-медиков включает в себя следующие этапы: подготовительный (пропедевтический), рефлексивно-деятельностный и коррекционно-оценочный.
1. Подготовительный (пропедевтический): задачей этого этапа является ориентация студентов на понимание сущности профессии, ее специфики, развитие мотивации к формированию профессионально-субъектной позиции студента и к обучению профессии.
2. Рефлексивно-деятельностный: задачей этого этапа является развитие рефлексии, акмеологической направленности и получение ответа применения (реализации) профессионально-субъектной позиции (ПСП) студента в учебе, образовательной среде, жизненных ситуациях; включение студентов в процесс профессионально-личностного развития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля.
3. Коррекционно-оценочный: задачей этапа является анализ сформированности профессионально-субъектной позиции и выработка коррекционных мер при недостаточной сформированности.
На каждом этапе формирования профессионально-субъектной позиции предполагается подбор методического сопровождения. Формирование профессиональной субъектной позиции происходит во взаимодействии и взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности, создание условий для формирования опыта активного, самостоятельного, субъектного поведения и деятельности. Эффективным средством для этого явилась система самостоятельной работы, разработанная с учетом решаемых на каждом этапе задач. Самостоятельная работа включает задания на самостоятельный поиск и освоение знаний, написание докладов, рефератов, решение ситуационных задач, подготовка презентаций, разгадывание и составление кроссвордов и т.д.
Мы понимаем формирование профессионально-субъектной позиции у студентов медицинского вуза как самоопределение через овладение базовыми компетентностями и профессионально-личностным развитием для достижения профессиональной готовности. Деятельность преподавателя при этом осуществляется с целью актуализации личностного потенциала и индивидуальности студента как условия его саморазвития и самореализации.
Содержание деятельности преподавателя заключается в организации учебного модуля на получение разных видов опыта субъектности, и развитие личности студентов средствами предмета (системой усложняющихся практико-ориентированных задач, творческих заданий, проектов, УИРС и др.) с ориентацией на двойное целеполагание. Суть двойного целеполагания заключается в том, что студент на каждом занятии имеет учебную цель (отражена в методических рекомендациях по учебному модулю дисциплины) и самостоятельно определяет цель своего профессионально-личностного развития (какие качества личности он может совершенствовать при изучении данной темы). То есть деятельность студента осуществляется не только с учебной целью, но и с целью профессионально-личностного самоопределения, саморазвития, самоутверждения, самореализации.
Содержание деятельности студента сочетает:
1) самостоятельную работу, которая позволяет проявить активность, ответственность, инициативность, овладение оценочно-рефлексивными навыками и самооценкой своих достижений и трудностей (необходимо при формировании учебно-исследовательской компетентности);
2) выявление профессионально значимых элементов в содержании предметов, в учебной деятельности, и деятельности в образовательной среде;
3) использование возможностей образовательной среды для профессионально-личностного саморазвития и вхождения в образ профессиональной жизни.
Формирование профессиональной субъектной позиции должно стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и обеспечить повышение качества профессиональной подготовки студентов. Эффективность данного процесса может быть повышена за счет внедрения технологии формирования профессионально-субъектной позиции у студентов-медиков.