Цель: изучить влияние мексикора и симвастола на параметры ЭКГ у больных ОНМК, получающих кавинтон.
Объект и методы исследования. Обследовано 25 пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. Больные методом случайной выборки были разделены на 2 группы. Пациенты 1 группы (n = 13) получали в схеме лечения кавинтон, симвастол; 2 группы (n = 12) – кавинтон, мексикор, симвастол.
У всех пациентов при поступлении и на фоне лечения определяли продолжительность интервалов PP, PQ, QRS, дисперсию QT, QTc min, QTc max, dQTc; для выявления нарушений ритма сердца проводили суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру. Сравнивали изменение абсолютных показателей до и после лечения, и динамику параметров в процентах от исходных значений.
Результаты. При изучении электрокардиографических показателей выявлено увеличение продолжительности зубца P у пациентов 1 группы на 19 % (p < 0,001), у пациентов 2 группы на 27 % (p = 0,003). Продолжительность интервала PP увеличилась недостоверно. Интервал PQ удлинился у пациентов 1 группы на 33 % (p = 0,04), у больных во 2 группе на 27 % (p = 0,001). Выявлено увеличение продолжительности QRS у больных обеих групп на 14 % (p < 0,01).
Для оценки возможности развития фатальных нарушений ритма сердца, проведено исследование показателей, характеризующих электрическую систолу желудочков (дисперсия QT (dQT), длительность корригированного интервала QT (QTc), дисперсия корригированного интервала QT (dQTc)).
Дисперсия QT увеличилась недостоверно у пациентов 1 группы на 46 %, у пациентов 2 группы на 19 %. Наблюдалось увеличение QTс на 4,4 % (p = 0,03) у пациентов 1 группы, и у пациентов 2 группы на 4,1 % (p = 0,03). В 1 группе dQTc достоверно увеличилось на 106 %, у пациентов 2 группы на 58 % (p = 0,03).
В 1 первой группы минимальная ЧСС достоверно снизилась как в абсолютных, так и в относительных значениях, соответственно на 9 в 1 мин (p < 0,05) и на 15 % (p < 0,001). У больных 2 группы значительного снижения минимальной ЧСС не наблюдалось. То есть мексикор ослабляет урежающее действие кавинтона.
Общее количество наджелудочковых экстрасистол увеличилось у пациентов 1 группы на 39 % (p = 0,03), количество экстрасистол в эпизодах тригеминии на 125 %, парных наджелудочковых экстрасистол стало больше на 244 % (p < 0,01). Общее количество наджелудочковых экстрасистол у пациентов 2 группы увеличилось недостоверно, число одиночных экстрасистол – на 71 % (p = 0,02)
Количество желудочковых экстрасистол у пациентов обеих групп изменялось недостоверно. Хотя у пациентов 1 группы заметна более выраженная тенденция к увеличению желудочковых экстрасистол.
Согласно, полученным результатам кавинтон обладает способностью увеличивать количество одиночных, парных наджелудочковых экстрасистол и наджелудочковых аллоритмий, число желудочковых экстрасистол увеличивается, но недостоверно. При добавлении в схему лечения мексикора, увеличивается количество относительно безопасных одиночных наджелудочковых экстрасистол.
Вывод. Мексикор не ослабляет негативного влияния кавитона на параметры, характеризующие длительность электрической систолы желудочков, но предотвращает увеличение количества парных наджелудочковых экстрасистол и наджелудочковых аллоритмий и ослабляет урежающее действие кавинтона.