Процессы гидроочистки нефтяных дистиллятов являются одними из наиболее распространенных на нефтеперерабатывающих предприятиях. В соответствие со стандартом требований к качеству автобензинов Евро-5, введенный с 1 января 2009 года, содержание серы в них не должно превышать 10 ppm. Кроме того, проведение процесса риформинга бензиновых фракций на би- и полиметаллических катализаторах требует ограничения содержание серы в сырье до 10–4 % (масс.). В связи с этим получаемые прямогонные бензиновые фракции подвергают предварительной гидроочистке.
Установка каталитического риформинга ПР-22-35-11/1000 мощностью 1 млн т в год с блоком вторичной ректификации и предварительной гидроочисткой предназначена для получения на каталитической системе S-120 высокооктанового компонента товарных автомобильных бензинов (октановое число – 98 пунктов) из бензиновой фракции 105–185 °С.
Для определения способов интенсификации данного промышленного процесса был проведён структурно-функциональный анализ работы установки, позволивший выявить основные проблемы и способы их решения, а так же положительные и отрицательные результаты функционирования технологической схемы. Проведенный анализ показал, что промышленная реализация процесса сопряжена с дезактивацией катализаторов, происходящей в результате многих причин, главной из которых является отложение механических примесей, кокса, смол между гранулами катализатора и, как следствие, снижение активности его работы.
В результате проведенного патентно-информационного поиска путей совершенствования процесса подготовки сырья риформинга, предлагается заменить действующую каталитическую систему гидроочистки на алюмокобальтмолибденовый катализатор HKЮ-100. Замена каталитической системы позволит не только понизить содержание сернистых соединений в исходной бензиновой фракции до 0,1–0,3 ppm, но и позволит проводить деактивацию катализатора с минимальной скоростью [1].