Поиск изображений последнее десятилетие стал достаточно популярен. Совершенствование цифровой техники, разрешающей способности мониторов и телевизоров, увеличение скорости передачи данных и ёмкости накопителей привело к неуклонному росту интереса цифровым фотографиям, доступным в сети Интернет. В связи с большим количеством доступных изображений все большую популярность стали приобретать различного вида системы поиска изображений.
Существует несколько направлений поиска по изображениям: поиск по содержанию (найти фотографию человека или изображение автомобиля), поиск по визуальному образцу (найти изображения, похожие на заданное), поиск по описаниям (найти изображение, помеченное заданными ключевыми словами) и т.д. Каждое из направлений поиска имеет свои особенности и сферы применения.
Цель работы – рассмотреть существующие системы поиска графических данных и провести их сравнительный анализ.
Картинки Google
Поиск по картинкам от корпорации Google (images.google.ru) можно считать самым крупным в мире. Поисковая система позволяет искать изображения по всем сайтам, занесенным в базу Google [5, 7].
Система предоставляет два варианта поиска:
● Поиск по текстовым меткам.
● Поиск по образцу.
При поиске по текстовым меткам система находит все изображения, так или иначе помеченные искомым словосочетанием. Для этого анализируются подписи к рисункам, замещающий текст (конструкция alt тега img), заголовок страницы (тег title), текст вблизи изображения, подписи ссылок на изображение и т.д.
Поиск по образцу можно произвести, указав путь к изображению (в сети Интернет) или выбрав изображение на локальном диске компьютера (или перетащив его в окно поиска). В этом случае Google позволяет найти не только похожие изображения, но и страницы сайтов, содержащие их. Кроме того, поисковая система пытается определить, какие текстовые метки относятся к изображению-образцу. Еще один вариант вызова поиска подобных изображений доступен при наведении указателя мыши на результаты поиска и выбора кнопки «Похожие».
Как дополнение к поиску по образцу, поисковая система поддерживает поиск идентичных изображений с другими размерами. При этом находятся изображения как с теми же самыми пропорциями, так и с обрезкой или расширением краёв.
Результаты поиска могут быть отфильтрованы по ряду параметров:
● Размер изображения (большие, средние, маленькие, больше чем, точный размер).
● Цвет (цветные, чёрно-белые, содержащие преобладающий цвет).
● Тип (лица, фотографии, клип-арт, ч/б рисунки).
● Тема.
● Время появления (за 24 часа, за неделю, за период).
Одной из особенностей поиска по картинкам Google является возможность фильтрации нежелательного контента в результатах поиска. Доступно три режима фильтрации: умеренная, строгая и без фильтрации. Кроме того, доступна опция «Пожаловаться на картинки».
Рис. 1. Представление результатов поиска изображений в поисковой системе Google
Поиск Yahoo! Картинки
Компания Yahoo также предоставляет возможность осуществлять поиск по картинкам (images.search.yahoo.com). Поиск осуществляется только по текстовым меткам [3, 6].
Результаты поиска могут быть отфильтрованы по ряду параметров:
● Время появления (самые новые, все).
● Размер изображения (обои рабочего стола, большие, средние, значки).
● Цвет (цветные, чёрно-белые).
При просмотре найденных изображений сама картинка выдается в верхней части окна, а содержащая её страница – в нижней части.
Несмотря на достаточно скромный набор параметров поиска, сотрудниками и при участии Yahoo опубликовано большое количество работ, посвященных вопросам поиска изображений.
Bing Изображения
Компания Microsoft предоставляет поиск картинок по текстовым меткам в своей поисковой системе Bing (www.bing.com/images) [4, 8].
Результаты поиска могут быть отфильтрованы по ряду параметров:
● Размер изображения (маленькие, средние, большие, фоновые рисунки).
● Цвет (полноцветные, чёрно-белые, точный цвет).
● Стиль (фотографии, картинки, рисунки линиями).
● Макет (квадратные, пейзажные, портретные).
● Люди (только лица, портрет по плечи).
Аналогично Google, поисковая система Bing позволяет фильтровать нежелательный контент в результатах поиска (так называемый, безопасный поиск).
Рис. 2. Представление результатов поиска по изображениям в поисковой системе Bing
Для найденных изображений есть возможность поиска идентичных изображений с другими размерами.
Просмотр найденного изображения осуществляется в верхней части окна, а страницы, его содержащей – в нижней. В отличие от Yahoo для просмотра самой страницы отводится больше места. Сотрудниками компании Microsoft опубликовано большое количество работ, посвященных вопросам поиска и обработки изображений.
Яндекс картинки
Наиболее популярная в России поисковая система Яндекс предоставляет пользователям осуществлять поиск по текстовым меткам (images.yandex.ru).
Результаты поиска могут быть отфильтрованы по следующим параметрам:
● Размер изображения (большие, средние, маленькие, обои).
● Ориентация (горизонтальная, вертикальная, квадратная).
● Тип (фотографии, клипарт, рисунки и чертежи, лица, демотиваторы).
● Цвет (цветные, чёрно-белые, точный цвет).
● Формат файла (Jpeg, Png, Gif).
● Свежесть (за 3 дня, за неделю, за месяц).
● Поиск на определенном сайте.
На результаты поиска можно накладывать фильтры (семейный, умеренный, без ограничений) для ограничения показа нежелательного контента.
Просмотр изображений осуществляется непосредственно в результатах поиска. При этом пользователю выдается подпись изображения, адрес сайта, содержащего изображение, список похожих изображений с другими размерами. Отображение документа, содержащего найденное изображение, не осуществляется.
Поиск@Mail.ru картинки
Портал Mail.ru позволяет своим пользователям осуществлять поиск изображений по текстовым меткам (http://go.mail.ru/search_images).
Набор параметров фильтрации результатов поиска достаточно небольшой:
● Размер изображения (обои, большие, средние, маленькие).
● Цвет (точный цвет).
При просмотре результатов пользователю предоставляется само изображение и краткая информация о нем. Возможности фильтрации содержания от нежелательного контента не предусмотрено.
Рис. 3. Представление результатов поиска по изображениям в поисковой системе Яндекс
В настоящее время для поиска изображений портал Mail.ru использует не собственные поисковые технологии, а разработки компании Google.
Рамблер картинки
Компания Рамблер предоставляет возможность осуществлять поиск по картинкам (images.rambler.ru). Поиск осуществляется только по текстовым меткам. Особенностью поиска является возможность ввода голосового запроса.
Результаты поиска могут быть отфильтрованы по ряду параметров:
● Размер изображения (обои рабочего стола, большие, средние, маленькие, иконки).
● Время появления (за неделю, за три дня, все).
● Цвет (цветные, чёрно-белые, точный цвет).
Для результатов поиска есть возможность включения семейного фильтра.
В настоящее время поиск по изображениям в Рамблер осуществляется с использованием разработок компании Яндекс.
Поиск TinEye
Специализированная поисковая система TinEye (www.tineye.com) позволят осуществлять поиск изображений по визуальному образцу, который можно загрузить с локального диска или указав адрес в сети Интернет.
В качестве результатов поиска пользователь получает список найденных изображений с указанием их кратких характеристик. Интересным дополнением является возможность визуального сравнения исходного и найденного изображения, осуществляемая в специальном окне.
Результаты поиска могут быть упорядочены по:
● Наибольшему соответствию.
● Наибольшему отличию.
● Наибольшему разрешению.
Надо заметить, что поиск осуществляется по изображениям, наиболее похожим на оригинал (измененные копии, изображения, содержащие в себе как часть искомый образ и т.д.).
Заключение
Результаты сравнительного анализа функционала современных поисковых систем по изображениям приведены в таблице.
Анализ показал, что большинство существующих систем осуществляют поиск по текстовым меткам, связанным с графическими данными. Тем не менее, эти системы в той или иной степени проводят анализ содержания найденных изображений. Подобный анализ используется для выбора изображений определенной цветовой гаммы, определенного содержания и т.д.
Сравнение функций поисковых систем графических данных
Поисковая система |
Поиск по меткам |
Анализ содержания |
Поиск по образцу |
Поиск подобных |
Просмотр оригинала |
Поиск по дате |
Фильтр |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Yahoo |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
Bing |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
Яндекс |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
Mail.ru * |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
Rambler * |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
TinEye |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
Примечание. * Используют сторонние технологии поиска.
Поиск изображений, похожих на заданный образец, реализован только в поисковой системе Google и специализированной системе TinEye. Тем не менее, в упрощенном виде такой поиск реализован в задаче определения подобных изображений (отличающихся размерами) в таких системах как Яндекс и Bing.
Таким образом, задача создания поисковых систем [1, 2], осуществляющих поиск графических данных по заданному образцу, остается открытой.