Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ENVIRONMENT AS A TOOL FOR EFFECTIVE PUBLIC POLICY FEDERAL DISTRICTS AND REGIONS

Tarasenko N.V. Kriulina E.N.
The research of legal framework for the strategic development of the North Caucasus Federal District in terms of safety and protection of the environment because of its natural, geographical, economic, and ecological features. On the example of the Stavropol region – one of the entities of the Federal District, showing the implementation of several measures of environmental strategic nature for the period since the launch of the strategy of the socio-economic development.

Огромные масштабы России определяют наличие более восьми десятков регионов с различными, нередко полярными географическими, природно-климатическими, экономическими, социальными характеристиками. Однако общим условием их эффективной государственной политики, вне зависимости от этих различий, является обеспечение охраны и защиты окружающей среды. От того, как поставлена и будет осуществляться эта работа в каждом регионе и в стране в целом, будет во многом зависеть благополучие их населения и развитие подведомственных территорий. Поэтому цель данной статьи заключалась в анализе того, какие документы нормативно-правового характера приняты в регионах и каким образом они исполняются в части охраны и защиты окружающей среды. Информационная база представлена нормативно-правовыми актами округа и регионов, сведениями о выполнении наиболее важных мероприятий. При этом использовались монографический и аналитические приемы и методы.

Осознание органами государственного управления важности защиты и охраны окружающей среды как непременного условия успешного долговременного социально-экономического развития подведомственных территорий находит свое выражение в содержании принятых в России, Федеральных округах и регионах документов стратегического характера в течение последних лет [1, 2, 3, 4]. Обязательным элементом каждого из них, имеющих прямое или косвенное отношение к вопросам социально-экономического развития, являются положения об охране и защите окружающей среды, рациональном природопользовании и ресурсосбережении.

Не является исключением в этом плане и Северо-Кавказский Федеральный округ. Здесь, как и в каждом из регионов, входящих в Округ, принята Стратегия социально-экономического развития. В СКФО она рассчитана до 2025 года. Один из разделов Стратегии озаглавлен «Природно-ресурсный потенциал». В нем не только констатируется сложившаяся ситуация в природоохранной сфере, но обозначены «болевые точки» и необходимые для их нейтрализации меры. В частности, в ней отмечено, что Северо-Кавказский федеральный округ располагает 30 процентами всех российских ресурсов минеральных вод, 70 процентами запасов термальных вод, уникальным сочетанием бальнеологических ресурсов - минеральными питьевыми водами, термальными водами и лечебной грязью. В этой ситуации недопустимо пренебрежение обязанностями ответственного и бережного отношения к окружающей природной среде для ее сбережения будущим поколениям в угоду сегодняшней коммерческой выгоде.

На территории Округа имеется многообразие запасов полезных, нередко стратегических ископаемых. В процентном отношении к общероссийским запасам они составляют: по вольфраму - 41, молибдену - 11, по меди, свинцу, цинку и титану - до 2%, нефти - 4,8, газу - 2,1. Имеются разведанные запасы циркония - остродефицитного стратегического сырья. К настоящему времени основная часть полезных запасов слабо (или полностью) не разработана, но необходимость их для экономики и последующая добыча - дело времени и финансов. Однако уже сейчас, на стадии разработки соответствующих проектов добычи, важно предусмотреть все необходимые меры по обеспечению природоохранных мероприятий и рекультивации нарушенных земель. Особенно это касается добычи углеродного сырья, в процессе которой участки сельскохозяйственных угодий на десятки лет остаются выведенными из хозяйственного оборота, нередко без всякого возмещения убытков собственникам и пользова- телям земли.

Водоресурсный потенциал Северо-Кавказского федерального округа полностью обеспечивает потребность населения и отраслей экономики в водных ресурсах. Здесь расположены самые разнообразные водные ресурсы - Каспийское море, Кубанское водохранилище, озеро Довсун, Голубые озера, Чегемские водопады, реки Кубань, Терек, Баксан, Зеленчук, Сулак, Большая Лаба, Ардон, Фиагдон, Сунжа и др. Некоторые из них - реки Кубань, Терек, Сулак и Сунжа являются главными водными магистралями СКФО.

Однако наличие таких водных источников, расположенных в значительной своей части в горной или гористой местности нередко приводит к наводнениям, паводковым затоплениям, селевым потокам, опасным русловым процессам, оползневым явлениям, водной эрозии. Причина таких явлений заключается в практическом отсутствии регулирующих емкостей водохранилищ с современным оборудованием и технологиями, недостаточностью природоохранных мероприятий, а также неудовлетворительном состоянии защитных гидротехнических сооружений. В Стратегии отмечается, что большинство гидротехнических сооружений, расположенных в Северо-Кавказском федеральном округе, имеют высокую степень износа и требуют капитального ремонта и замены оборудования, а также частичной или полной реконструкции основных сооружений. Их нынешнее состояние представляет угрозу для окружающей природной среды.

Немалый ущерб ей приносит загрязнение водных объектов нефтепродуктами и сточными водами. В Ставропольском крае такие процессы имеют место даже в пределах особо охраняемого эколого-курортного района (Кавказские Минеральные Воды). Они проявляются в размыве незащищенных берегов и земляных дамб, основной причиной которых является усиление паводков, связанных с интенсификацией таяния ледников в их истоках. Вместе с другими существующими здесь проблемами это может негативно сказаться и на качестве основного богатства недр этого региона - минеральной воды с высокими лечебными свойствами.

Особого внимания заслуживают природоохранные мероприятия в использовании такого важнейшего ресурса как земельные угодья.

В Северо-Кавказском федеральном округе, являющемся по преимуществу аграрной территорией, сконцентрированы значительные площади плодородных сельскохозяйственных угодий (только в Ставропольском крае их более пяти миллионов гектаров). Они составляют национальное богатство России и требуют к себе предупредительного отношения.

Однако в реальной жизни этого пока не происходит, экологическая составляющая землепользования продолжает ухудшаться. Как следствие, падает плодородие сельскохозяйственных угодий. Этому немало способствует загрязнение почвы, воды, воздуха, причем недостаточное внесение органики приводит к снижению содержания в почве гумуса - индикатора ее плодородия.

Для снижения таких негативных явлений органы государственной власти субъектов Федерации Округа обеспечивают (в меру имеющихся финансовых возможностей) выполнение задач, определенных содержанием принятых ими Стратегий. Так, в Ставропольском крае уже за первые годы действия Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года в целях достижения одной из основных стратегических целей - сохранения и повышения плодородия почв активно ведется разноплановая работа: правовая, организационная, финансово-экономическая.

Здесь начала формироваться система региональных нормативных актов и стандартов на ведение биологизированного земледелия, которая подкрепляется разработкой механизмов стимулирования перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей края на принципы биологизации и контроля за состоянием почвенного плодородия. Для его обеспечения в Ставропольском крае действуют уже Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные еще в 2010 году. Тесно связано с выполнением этих Правил получение субсидий по приобретаемым минеральным, органическим удобрениям, химическим средствам защиты растений и химическим мелиорантам. Другими словами, в них прописана и экономическая заинтересованность в переходе на биологизированное земледелие хозяйствующих на земле субъектов. При этом в случае подтвержденных фактов отступления от Правил в качестве наказания допустившим их сельскохозяйственным организациям и крестьянско-фермерским хозяйствам прекращается выплата субсидий, а ранее перечисленные им средства возвращаются в доход бюджета.

С начала 2012 года вступит в действие ведомственная целевая программа «Сохранение и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Ставропольского края на
2012-2014 годы». В соответствии с нею в крае будет осуществляться мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, а также дистанционное зондирование земель и агролесомелиоративные работы. В условиях практически безлесного Ставрополья, когда часты суховейные явления, размещение новых полезащитных лесополос, уход и восстановление сохранившихся лесонасаждений является также неотложной и приоритетной задачей.

Настоящим бичом последних десятилетий является сокращение обрабатываемой, плодородной пашни. В целом по стране, как отмечается в Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», происходит сокращение пахотных угодий вследствие выбытия их по различным причинам из хозяйственного оборота, что наносит ущерб сельскому хозяйству. Эта тенденция свойственна и регионам СКФО, и Ставропольскому краю, в частности.

Для обеспечения государственного контроля этих процессов, недопустимости нерационального и неоправданного вывода пашни из хозяйственного оборота в Ставропольском крае разработан и утвержден еще один нормативно-правовой документ - Правила трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края. В целях привлечения к этому процессу внимания населения и специалистов сельского хозяйства, в стадии разработки находится еще один документ - Порядок информирования уполномоченных органов исполнительной власти Ставропольского края о фактах загрязнения почв, нарушении и деградации земель сельскохозяйственного назначения. Куратором этой деятельности является министерство сельского хозяйства Ставропольского края.

Тесно связаны с решением проблем рационального землепользования задачи достижения и сохранения экологического благополучия населения и территории края. Куратором выполнения этих задач является министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

В целях выполнения тех разделов Стратегии социально-экономического развития края, которые соответствуют полномочиям и компетенциям министерства, им проводится сложная и многоплановая работа. Остановимся, прежде всего, на его нормотворческой деятельности, которая определяет содержание всех других направлений работы министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Вначале отметим, что в крае успешно действует созданный при министерстве Экологический Совет. На одном из его заседаний еще два года назад была одобрена «Стратегия экономического и социального развития Ставропольского края до 2020 года в области природопользования и охраны окружающей среды».

В соответствии с нею осуществляется реализация природоохранных мероприятий и проектов, в том числе повышение технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, обеспечение защиты территории Ставропольского края от негативного воздействия вод. Ранее мы отмечали, что для регионов СКФО, в том числе и для Ставропольского края, она является сверхактуальной. Именно поэтому ею предусматривается реализовывать следующие меры: вести государственный мониторинг геологической среды и экзогенных процессов; мониторинг подземных вод на территории Ставропольского края»; проводить прогнозные работы по выявлению перспективных площадей полезных ископаемых для производства цемента и извести.

Важное место в деятельности министерства занимает работа по составлению карт государственных природных заказников краевого значения и их сохранению. Одним из направлений реализации поставленных задач будет проведение масштабных и системных мероприятий по эколого-просветительской работы с населением. Она невозможна без налаживания тесных связей с жителями конкретных территорий, что позволит своевременно и оперативно получать органам государственной власти регионов, органам местного самоуправления муниципальных образований достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Уникальность территорий СКФО, ценность их природно-ресурсного потенциала требует мер комплексного характера по экологическому обследованию и землеустройству природных заказников регионального значения. Проводится такая работа и в Ставропольском крае.

Здесь уже имеется природный заказник краевого значения «Бештаугорский» в границах особо охраняемой территории Кавказских Минеральных Вод. Кроме того, в процессе выполнения Стратегии социально-экономического развития Ставропольского крае министерством образованы еще несколько государственных природных заказников краевого значения в границах различных его территорий.

Это - «Кравцово озеро», «Ставропольский чернозем», «Удачный» - на территории муниципального образования города Ставрополя; «Сафонова дача» на территории Георгиевского района; «Сотниковский» на территории Благодарненского и Буденновского районов; «Стрижамент» на территории Кочубеевского и Шпаковского районов; «Маныч-Гудило» на территории Апанасенковского района. Таким образом, сделан первый шаг по сохранению природных ландшафтов края, что может стать отправной точки для развития экологического туризма в крае а, значит, и укрепления его экономики и многофункциональности сельских территорий, расширения сфер занятости населения.

Стратегией предусматривается и проведение масштабных, важных для края природоохранных мер «производственного» характера. Сюда можно отнести меры по транспортировке и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений; проведение рубок ухода и санитарной очистки от бытовых отходов в придорожных защитных лесных насаждениях; реконструкция существующих придорожных лесных полос, дополнение защитных лесных насаждений, создание новых лесных полос, разработка соответствующей проектной документации. Их дополняют меры по реконструкции берегоукрепления правого берега реки Кубань в районе г. Невинномысска, защите г. Минеральные Воды от склонового стока с горы Змейка, берегоукрепление на реке Подкумок в поселке Подкумок, противопаводковые мероприятия на реке Бугунта в г. Ессентуки и целый ряд других.

В 2011 году министерством разработана и постановлением Правительства Ставропольского края утверждена краевая целевая программа «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы». Мероприятия программы направлены также на решение задач, указанных в Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края.

Хочется отметить, что реализация всего того, что записано в рассмотренных нами документах, в значительной степени зависит от корректировки направления финансовых потоков. Необходимость такого изменения высказана Президентом России, им предложено увеличение доли регионов и муниципальных образований в доходных частях их бюджетов, что может существенно облегчить достижение этих масштабных, действительно стратегических целей.

В заключение отметим следующее. Государственная региональная политика должна исходить из того, что без рационально налаженной системы охраны и защиты окружающей среды, грамотного природопользования и ресурсосбережения, сохранения природно-ресурсного потенциала для будущих поколений она не может быть признана населением эффективной, а осуществляющие ее органы государственной влас- ти - истинными государственниками.