Огромные масштабы России определяют наличие более восьми десятков регионов с различными, нередко полярными географическими, природно-климатическими, экономическими, социальными характеристиками. Однако общим условием их эффективной государственной политики, вне зависимости от этих различий, является обеспечение охраны и защиты окружающей среды. От того, как поставлена и будет осуществляться эта работа в каждом регионе и в стране в целом, будет во многом зависеть благополучие их населения и развитие подведомственных территорий. Поэтому цель данной статьи заключалась в анализе того, какие документы нормативно-правового характера приняты в регионах и каким образом они исполняются в части охраны и защиты окружающей среды. Информационная база представлена нормативно-правовыми актами округа и регионов, сведениями о выполнении наиболее важных мероприятий. При этом использовались монографический и аналитические приемы и методы.
Осознание органами государственного управления важности защиты и охраны окружающей среды как непременного условия успешного долговременного социально-экономического развития подведомственных территорий находит свое выражение в содержании принятых в России, Федеральных округах и регионах документов стратегического характера в течение последних лет [1, 2, 3, 4]. Обязательным элементом каждого из них, имеющих прямое или косвенное отношение к вопросам социально-экономического развития, являются положения об охране и защите окружающей среды, рациональном природопользовании и ресурсосбережении.
Не является исключением в этом плане и Северо-Кавказский Федеральный округ. Здесь, как и в каждом из регионов, входящих в Округ, принята Стратегия социально-экономического развития. В СКФО она рассчитана до 2025 года. Один из разделов Стратегии озаглавлен «Природно-ресурсный потенциал». В нем не только констатируется сложившаяся ситуация в природоохранной сфере, но обозначены «болевые точки» и необходимые для их нейтрализации меры. В частности, в ней отмечено, что Северо-Кавказский федеральный округ располагает 30 процентами всех российских ресурсов минеральных вод, 70 процентами запасов термальных вод, уникальным сочетанием бальнеологических ресурсов - минеральными питьевыми водами, термальными водами и лечебной грязью. В этой ситуации недопустимо пренебрежение обязанностями ответственного и бережного отношения к окружающей природной среде для ее сбережения будущим поколениям в угоду сегодняшней коммерческой выгоде.
На территории Округа имеется многообразие запасов полезных, нередко стратегических ископаемых. В процентном отношении к общероссийским запасам они составляют: по вольфраму - 41, молибдену - 11, по меди, свинцу, цинку и титану - до 2%, нефти - 4,8, газу - 2,1. Имеются разведанные запасы циркония - остродефицитного стратегического сырья. К настоящему времени основная часть полезных запасов слабо (или полностью) не разработана, но необходимость их для экономики и последующая добыча - дело времени и финансов. Однако уже сейчас, на стадии разработки соответствующих проектов добычи, важно предусмотреть все необходимые меры по обеспечению природоохранных мероприятий и рекультивации нарушенных земель. Особенно это касается добычи углеродного сырья, в процессе которой участки сельскохозяйственных угодий на десятки лет остаются выведенными из хозяйственного оборота, нередко без всякого возмещения убытков собственникам и пользова- телям земли.
Водоресурсный потенциал Северо-Кавказского федерального округа полностью обеспечивает потребность населения и отраслей экономики в водных ресурсах. Здесь расположены самые разнообразные водные ресурсы - Каспийское море, Кубанское водохранилище, озеро Довсун, Голубые озера, Чегемские водопады, реки Кубань, Терек, Баксан, Зеленчук, Сулак, Большая Лаба, Ардон, Фиагдон, Сунжа и др. Некоторые из них - реки Кубань, Терек, Сулак и Сунжа являются главными водными магистралями СКФО.
Однако наличие таких водных источников, расположенных в значительной своей части в горной или гористой местности нередко приводит к наводнениям, паводковым затоплениям, селевым потокам, опасным русловым процессам, оползневым явлениям, водной эрозии. Причина таких явлений заключается в практическом отсутствии регулирующих емкостей водохранилищ с современным оборудованием и технологиями, недостаточностью природоохранных мероприятий, а также неудовлетворительном состоянии защитных гидротехнических сооружений. В Стратегии отмечается, что большинство гидротехнических сооружений, расположенных в Северо-Кавказском федеральном округе, имеют высокую степень износа и требуют капитального ремонта и замены оборудования, а также частичной или полной реконструкции основных сооружений. Их нынешнее состояние представляет угрозу для окружающей природной среды.
Немалый ущерб ей приносит загрязнение водных объектов нефтепродуктами и сточными водами. В Ставропольском крае такие процессы имеют место даже в пределах особо охраняемого эколого-курортного района (Кавказские Минеральные Воды). Они проявляются в размыве незащищенных берегов и земляных дамб, основной причиной которых является усиление паводков, связанных с интенсификацией таяния ледников в их истоках. Вместе с другими существующими здесь проблемами это может негативно сказаться и на качестве основного богатства недр этого региона - минеральной воды с высокими лечебными свойствами.
Особого внимания заслуживают природоохранные мероприятия в использовании такого важнейшего ресурса как земельные угодья.
В Северо-Кавказском федеральном округе, являющемся по преимуществу аграрной территорией, сконцентрированы значительные площади плодородных сельскохозяйственных угодий (только в Ставропольском крае их более пяти миллионов гектаров). Они составляют национальное богатство России и требуют к себе предупредительного отношения.
Однако в реальной жизни этого пока не происходит, экологическая составляющая землепользования продолжает ухудшаться. Как следствие, падает плодородие сельскохозяйственных угодий. Этому немало способствует загрязнение почвы, воды, воздуха, причем недостаточное внесение органики приводит к снижению содержания в почве гумуса - индикатора ее плодородия.
Для снижения таких негативных явлений органы государственной власти субъектов Федерации Округа обеспечивают (в меру имеющихся финансовых возможностей) выполнение задач, определенных содержанием принятых ими Стратегий. Так, в Ставропольском крае уже за первые годы действия Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года в целях достижения одной из основных стратегических целей - сохранения и повышения плодородия почв активно ведется разноплановая работа: правовая, организационная, финансово-экономическая.
Здесь начала формироваться система региональных нормативных актов и стандартов на ведение биологизированного земледелия, которая подкрепляется разработкой механизмов стимулирования перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей края на принципы биологизации и контроля за состоянием почвенного плодородия. Для его обеспечения в Ставропольском крае действуют уже Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные еще в 2010 году. Тесно связано с выполнением этих Правил получение субсидий по приобретаемым минеральным, органическим удобрениям, химическим средствам защиты растений и химическим мелиорантам. Другими словами, в них прописана и экономическая заинтересованность в переходе на биологизированное земледелие хозяйствующих на земле субъектов. При этом в случае подтвержденных фактов отступления от Правил в качестве наказания допустившим их сельскохозяйственным организациям и крестьянско-фермерским хозяйствам прекращается выплата субсидий, а ранее перечисленные им средства возвращаются в доход бюджета.
С начала 2012 года вступит в действие ведомственная целевая программа «Сохранение и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Ставропольского края на
2012-2014 годы». В соответствии с нею в крае будет осуществляться мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, а также дистанционное зондирование земель и агролесомелиоративные работы. В условиях практически безлесного Ставрополья, когда часты суховейные явления, размещение новых полезащитных лесополос, уход и восстановление сохранившихся лесонасаждений является также неотложной и приоритетной задачей.
Настоящим бичом последних десятилетий является сокращение обрабатываемой, плодородной пашни. В целом по стране, как отмечается в Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», происходит сокращение пахотных угодий вследствие выбытия их по различным причинам из хозяйственного оборота, что наносит ущерб сельскому хозяйству. Эта тенденция свойственна и регионам СКФО, и Ставропольскому краю, в частности.
Для обеспечения государственного контроля этих процессов, недопустимости нерационального и неоправданного вывода пашни из хозяйственного оборота в Ставропольском крае разработан и утвержден еще один нормативно-правовой документ - Правила трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края. В целях привлечения к этому процессу внимания населения и специалистов сельского хозяйства, в стадии разработки находится еще один документ - Порядок информирования уполномоченных органов исполнительной власти Ставропольского края о фактах загрязнения почв, нарушении и деградации земель сельскохозяйственного назначения. Куратором этой деятельности является министерство сельского хозяйства Ставропольского края.
Тесно связаны с решением проблем рационального землепользования задачи достижения и сохранения экологического благополучия населения и территории края. Куратором выполнения этих задач является министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
В целях выполнения тех разделов Стратегии социально-экономического развития края, которые соответствуют полномочиям и компетенциям министерства, им проводится сложная и многоплановая работа. Остановимся, прежде всего, на его нормотворческой деятельности, которая определяет содержание всех других направлений работы министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Вначале отметим, что в крае успешно действует созданный при министерстве Экологический Совет. На одном из его заседаний еще два года назад была одобрена «Стратегия экономического и социального развития Ставропольского края до 2020 года в области природопользования и охраны окружающей среды».
В соответствии с нею осуществляется реализация природоохранных мероприятий и проектов, в том числе повышение технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, обеспечение защиты территории Ставропольского края от негативного воздействия вод. Ранее мы отмечали, что для регионов СКФО, в том числе и для Ставропольского края, она является сверхактуальной. Именно поэтому ею предусматривается реализовывать следующие меры: вести государственный мониторинг геологической среды и экзогенных процессов; мониторинг подземных вод на территории Ставропольского края»; проводить прогнозные работы по выявлению перспективных площадей полезных ископаемых для производства цемента и извести.
Важное место в деятельности министерства занимает работа по составлению карт государственных природных заказников краевого значения и их сохранению. Одним из направлений реализации поставленных задач будет проведение масштабных и системных мероприятий по эколого-просветительской работы с населением. Она невозможна без налаживания тесных связей с жителями конкретных территорий, что позволит своевременно и оперативно получать органам государственной власти регионов, органам местного самоуправления муниципальных образований достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Уникальность территорий СКФО, ценность их природно-ресурсного потенциала требует мер комплексного характера по экологическому обследованию и землеустройству природных заказников регионального значения. Проводится такая работа и в Ставропольском крае.
Здесь уже имеется природный заказник краевого значения «Бештаугорский» в границах особо охраняемой территории Кавказских Минеральных Вод. Кроме того, в процессе выполнения Стратегии социально-экономического развития Ставропольского крае министерством образованы еще несколько государственных природных заказников краевого значения в границах различных его территорий.
Это - «Кравцово озеро», «Ставропольский чернозем», «Удачный» - на территории муниципального образования города Ставрополя; «Сафонова дача» на территории Георгиевского района; «Сотниковский» на территории Благодарненского и Буденновского районов; «Стрижамент» на территории Кочубеевского и Шпаковского районов; «Маныч-Гудило» на территории Апанасенковского района. Таким образом, сделан первый шаг по сохранению природных ландшафтов края, что может стать отправной точки для развития экологического туризма в крае а, значит, и укрепления его экономики и многофункциональности сельских территорий, расширения сфер занятости населения.
Стратегией предусматривается и проведение масштабных, важных для края природоохранных мер «производственного» характера. Сюда можно отнести меры по транспортировке и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений; проведение рубок ухода и санитарной очистки от бытовых отходов в придорожных защитных лесных насаждениях; реконструкция существующих придорожных лесных полос, дополнение защитных лесных насаждений, создание новых лесных полос, разработка соответствующей проектной документации. Их дополняют меры по реконструкции берегоукрепления правого берега реки Кубань в районе г. Невинномысска, защите г. Минеральные Воды от склонового стока с горы Змейка, берегоукрепление на реке Подкумок в поселке Подкумок, противопаводковые мероприятия на реке Бугунта в г. Ессентуки и целый ряд других.
В 2011 году министерством разработана и постановлением Правительства Ставропольского края утверждена краевая целевая программа «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы». Мероприятия программы направлены также на решение задач, указанных в Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края.
Хочется отметить, что реализация всего того, что записано в рассмотренных нами документах, в значительной степени зависит от корректировки направления финансовых потоков. Необходимость такого изменения высказана Президентом России, им предложено увеличение доли регионов и муниципальных образований в доходных частях их бюджетов, что может существенно облегчить достижение этих масштабных, действительно стратегических целей.
В заключение отметим следующее. Государственная региональная политика должна исходить из того, что без рационально налаженной системы охраны и защиты окружающей среды, грамотного природопользования и ресурсосбережения, сохранения природно-ресурсного потенциала для будущих поколений она не может быть признана населением эффективной, а осуществляющие ее органы государственной влас- ти - истинными государственниками.