Результаты наших многолетних исследований показали, что все типы анализа обладают относительно равными возможностями для раскрытия содержания разбираемых произведений и выполняют соответствующие им педагого-дидактические функции. Опытные учителя-практики не предпочитают, один тип анализа другому, не изолируют, а по возможности, в зависимости от композиционных особенностей анализируемого произведения, варьируют их. Такой справедливый вывод содержится в исследованиях Н.И. Кудряшева, Т.Г. Браже, В.Г. Маранцмана, З.Я. Рез и др.[1, 2].
Любой более или менее серьезный анализ предполагает целостный подход к выдвигаемым проблемам, который полностью применим и к рассмотрению образов персонажей, становлению их характера. Анализ художественного произведения невозможен без последовательного целостного раскрытия проблем, показывающих становление характеров персонажей.
В связи с этим основной задачей любого типа анализа является освещение внутренней логики развития, главного героя в его всевозможных связях с другими персонажами. Какой бы аспект проблем литературного произведения ни рассматривался, непременно затрагиваются вопросы взаимоотношений персонажей, ибо, как уже выше отмечалось, в основе всякого произведения лежат судьбы людей.
В школе работа по изучению взаимосвязей литературных героев начинается уже с младших классов. Учащиеся находят в тексте те или иные определения (дефиниции), раскрывающие особенности характера персонажа; их внимание привлекается к социальному положению, действиям, поведению героев.
В старших классах особое внимание уделяется таким теоретическим понятиям, как типизация, персонажи, конфликт и т.д., которые призваны способствовать более углубленному анализу системы образов.
Анализ системы образов предполагает освещение следующих обстоятельств, оказывающих воздействие на формирование характера героя:
-
социальная среда, в которой действует персонаж, общественно-политическая ситуация описываемого периода;
-
взаимоотношения персонажей;
-
система сюжетных линий, показывающих жизнь и деятельность главного персонажа;
-
его семья, бытовые условия.
Эти обстоятельства способствуют выработке более глубокой, объективной характеристики героев.
Резюмируя сказанное, отметим, что при анализе художественных произведений учитель должен особое внимание уделять следующим моментам:
-
Определение роли центрального персонажа по отношению к другим героям, образующим в совокупности систему образов.
-
Определение места данного литературного героя в творчестве писателя или, еще шире, в истории национальной литературы. В этих целях можно использовать сравнительный анализ данного образа с героями других классических произведений (например, «Шуга и Раушан» Б. Майлина, «Камар-Слу» С. Торайгырова и т.д.).
Таким образом, такой разбор системы образов литературного произведения обеспечивает рассмотрение их в единстве формы и содержания. Помимо того, при рассмотрении системы образов в рамках вышеназванных проблем, полнее раскрываются познавательная, воспитательная и развивающая функции урока, тем самым решается двуединая задача развития логической мысли и художественного (эстетического) восприятия учащихся.
Список литературы
-
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.
- Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность // Гуманитарная культура учителя. - СПб., 2002. - С. 32-42.