Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INFLUENCE OF ELEMENTS OF THE ART FORM ON DISCLOSING OF THE IDEOLOGICAL MAINTENANCE OF PRODUCT

Smanov B.U.
All creations of the literature and art investigate one object – the person, with its expectations, aspirations, with its ups and downs. And it becomes the artist for the sake of the same person, for the sake of formation in it of vital principles and light ideals. It is impossible to provide conscious and strong mastering by pupils of complete character of creative imagination of the writer, all set of the spiritual, aesthetic and ethical belief which have been put in pawn by it in the product, without the deep analysis of structural elements, system of images, and also the reasons of opposition of characters. Therefore at analysis of advantages of a literary work (especially large epic) it is necessary to pay first of all attention to the analysis of system of images, a composite system, expressive means, that to a certain extent serves disclosing of the ideological maintenance of product.

Результаты наших многолетних исследований показали, что все типы анализа обладают относительно равными возможностями для раскрытия содержания разбираемых произведений и выполняют соответствующие им педагого-дидактические функции. Опытные учителя-практики не предпочитают, один тип анализа другому, не изолируют, а по возможности, в зависимости от композиционных особенностей анализируемого произведения, варьируют их. Такой справедливый вывод содержится в исследованиях Н.И. Кудряшева, Т.Г. Браже, В.Г. Маранцмана, З.Я. Рез и др.[1, 2].

Любой более или менее серьезный анализ предполагает целостный подход к выдвигаемым проблемам, который полностью применим и к рассмотрению образов персонажей, становлению их характера. Анализ художественного произведения невозможен без последовательного целостного раскрытия проблем, показывающих становление характеров персонажей.

В связи с этим основной задачей любого типа анализа является освещение внутренней логики развития, главного героя в его всевозможных связях с другими персонажами. Какой бы аспект проблем литературного произведения ни рассматривался, непременно затрагиваются вопросы взаимоотношений персонажей, ибо, как уже выше отмечалось, в основе всякого произведения лежат судьбы людей.

В школе работа по изучению взаимосвязей литературных героев начинается уже с младших классов. Учащиеся находят в тексте те или иные определения (дефиниции), раскрывающие особенности характера персонажа; их внимание привлекается к социальному положению, действиям, поведению героев.

В старших классах особое внимание уделяется таким теоретическим понятиям, как типизация, персонажи, конфликт и т.д., которые призваны способствовать более углубленному анализу системы образов.

Анализ системы образов предполагает освещение следующих обстоятельств, оказывающих воздействие на формирование характера героя:

  • социальная среда, в которой действует персонаж, общественно-политическая ситуация описываемого периода;
  • взаимоотношения персонажей;
  • система сюжетных линий, показывающих жизнь и деятельность главного персонажа;
  • его семья, бытовые условия.

Эти обстоятельства способствуют выработке более глубокой, объективной характеристики героев.

Резюмируя сказанное, отметим, что при анализе художественных произведений учитель должен особое внимание уделять следующим моментам:

  1. Определение роли центрального персонажа по отношению к другим героям, образующим в совокупности систему образов.
  2. Определение места данного литературного героя в творчестве писателя или, еще шире, в истории национальной литературы. В этих целях можно использовать сравнительный анализ данного образа с героями других классических произведений (например, «Шуга и Раушан» Б. Майлина, «Камар-Слу» С. Торайгырова и т.д.).

Таким образом, такой разбор системы образов литературного произведения обеспечивает рассмотрение их в единстве формы и содержания. Помимо того, при рассмотрении системы образов в рамках вышеназванных проблем, полнее раскрываются познавательная, воспитательная и развивающая функции урока, тем самым решается двуединая задача развития логической мысли и художественного (эстетического) восприятия учащихся.

Список литературы

  1. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.
  2. Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность // Гуманитарная культура учителя. - СПб., 2002. - С. 32-42.