Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MAIN DIRECTIONS IN INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND INDUSTRY

Nurutdinova A.R.
The main feature of modern civilization is the increasing role of scientific and technological progress, which determines the nature and direction of the social development. Most strikingly, this process is observed on the example of industrialized (post-industrialized) countries. Science and the scientific and technical potential of it is becoming the major factor of social development, more important than the size of territory, population and natural resources. Experience in the development of innovative public policy in many countries shows that, as a rule, it is not a «pure» expression of a particular theoretical model, but it represents a synthesis of divergent activities.

Переход национальной экономики на инновационный путь развития связан с масштабными вложениями инвестиций в человеческий потенциал. Требуется повышение престижа труда в области образования, обеспечивающих поступательное развитие общества, а это, в первую очередь, сфера образования и науки.

Инновационный потенциал является стратегическим ресурсом, определяющим место национальной экономики в мировой экономической системе. В большинстве стран инновационный потенциал рассматривается в качестве основополагающего источника экономического развития и является важнейшей составляющей национального богатства. Проблемы формирования и использования инновационного потенциала актуальны для РФ. Недооценка инновационного потенциала, его недостаточное использование затрудняют реалтзацию обозначенной государством стратегии экономического развития, сдерживают процесс развития конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики. В условиях перехода страны на инновационный путь особое значение приобретают создание и развитие инновационных центров, способных не только генерировать технические идеи, но и доводить их до коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках. Инновационные центры призваны формировать экономическую среду, способствовать реализации научно-технической и инновационной политики государства, повышать эффективность взаимодействия между научно-техническим, образовательным и промышленным комплексами. Инновационно-технолические центры призваны стать связующим звеном мужду фундаментально-прикладной наукой и производством.

Определяющим направлением деятельности инновационных центров является содействие освоению новых наукоёмких технологий и эффективному использованию научно-технического потенциала вузов, а так же кадровому обеспечению инновационной деятельности предприятий, организаций и малого наукоемкого бизнеса. Влияние науки на производственную сферу привело к формированию наукоёмких отраслей. Специфика данных отраслей общественного производства заключается в резком росте доли затрат на научные исследования и опытные разработки нового продукта в сумме общих затрат. Интеллектуализация производства предопределила, в свою очередь, активное развитие образования как сферы воспроизводства научного потенциала и производительных сил в целом. Образование в условиях индустриального общества увеличивает производительность труда и делает результаты труда ценными как с точки зрения качества последнего, так и важности его для общественного развития в целом.

Кроме того, уровень образования в обществе увеличивает количество и скорость совершения научных открытий, а так же быстроту их распространения в производственной сфере. Современный научно-технический прогресс привёл к существенным изменениям в науке, технике и образовании, что связано с качественно новым уровнем взаимодействия этих важнейших сфер жизнедеятельности общества.

Процесс интеграции захватывает и преобразует все уровни образования, систему и инфраструктуру науки и производства. В настоящее время научная политика направления:

  • на создание резерва фундаментальных научных идей и способствование подготовке соответствующих специалистов для разработки новых технологий;
  • на снижение финансового риска научно-технических проектов;
  • на осуществление посредничества при организации взаимодействия академической и прикладной науки.

Результаты исследований Научно-Исследовательского Института Высшего Образования (НИИВО) позволяют выделить следующие типы интеграционного процесса в зависимости от этапа технологического развития общественного производства.

  1. Интеграция при сложившейся технологии производства и постепенном накоплении знаний, необходимых для перехода на очередной этап технологического развития.
  2. Интеграция при внедрении передовой технологии, переходе от «монотехнологии» к комплексной, «высокой» технологии на отдельном предприятии или отрасли производства.
  3. Полномасштабный процесс исследований, разработок и внедрения комплекса новых технологий с четким выделением приоритетов развития.

Специалистами Института географии РАН выделены три стадии территориального взаимодействия образования, науки и производства (ОНП).

Для первой стадии характерна ведущая роль университетских центров, находившихся либо в небольших городах, либо в крупнейших агломерациях. Университеты стягивали в эти центры, специализированные лаборатории и институты, конструкторские бюро, которые занимались разработкой новых технологий и производств, и одновременно играют роль своеобразных «инкубаторов» научно-технических фирм.

Для второй стадии характерен процесс постепенной концентрации прикладной науки в промышленных районах, повторяя складывающуюся территориальную структуру экономики.

Третья стадия соответствует современному этапу НТР. Для неё характерно то, что районы «теряют исключительное право сосредотачивать учреждения науки, причём наиболее современного уровня, возникает в районах нового освоения».

В соответствии с этапами развития производства происходит развитие форм его интеграции с научно-исследовательскими институтами и всеми уровнями образовательной системы, включая вузы. Роль и место последних в этом процессе повышается по мере появления и совершенствования разнообразных направлений и форм интеграции. Наиболее полная классификация возможных направлений и форм интеграции образования, науки и производства (ОНП) представлена в работах А.Н. Авдулова, Т.С. Георгиевой, C.B. Дружининой, Т.А. Тартарашвили и Н.Г. Хохлова.

Первым направлением интеграции ОНП является формирование единой информационной среды. Информация в современном обществе играет исключительно важную роль как в коммуникации, общении между людьми, так и в научной, учебной и производственной деятельности. Активное взаимодействие между наукой, образованием и производством обусловлено тем, что носителями информации здесь выступают часто одни и те же субъекты коммуникации. Информационная интеграция ОНП позволяет ускорять научно-технический прогресс и рационально использовать интеллектуальный потенциал науки и образования не только в рамках отдельной страны, но и всей цивилизации в целом.

Вторым направлением интеграции ОНП должно быть создание эффективной системы непрерывного (пожизненного) образования. Пожизненное образование стало ответом на трансформации в мировом сообществе последних лет, связанные с изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий.

Третьем направлением интеграции ОНП определяется актуализацией взаимосвязи подготовки кадров и цикла «жизни техники». Техника в своём развитии проходит следующие этапы: разработка, проектирование, испытание, производство, эксплуатация и списание. Каждый из выше описанных этапов цикла требует достаточное количество специалистов определённого уровня подготовки и профиля.

Четвертым направлением интеграции ОНП является кадровый заказ, номенклатура и содержание подготовки специалистов. Только интеграция ОНП может решить проблему востребованности кадров, трудоустройства молодых специалистов.

Взаимодействие ОНП не может не отразиться на методах и формах подготовки в рамках профессионального образования. Синтез комплекса учебных дисциплин, форм и методов обучения направлен на формирование у будущего специалиста более полного представления об объекте его будущей профессиональной деятельности. Важным направлением интеграции является формирование открытого пространства образования, дающего возможность специалисту вне зависимости от национальной и государственной принадлежности заниматься профессиональной деятельностью в соответствии со своей квалификацией.

В качестве отдельного направления можно выделить интеграцию обучения, науки и производства. Она предусматривает соединение процесса обучения с научной и/или производственной активностью, и является важнейшей формой адаптации специалиста к условиям дальнейшей профессиональной деятельности.

Формы реализации направлений взаимосвязи ОНП возможно классифицировать на основании уровня, на котором происходит взаимодействие.

Простейший (межучережденческий) уровень предполагает взаимодействие отдельных научных, образовательных и производственных организаций и их подразделений.

Отечественный опыт включает спектр ОНП:

  • Учебно-научно-производственные комплексы (УНПК) и учебно-научно-производственные объединения (УНПО), являющиеся в первом случае формой сотрудничества высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов (НИИ) и промышленных предприятий, а во втором объединением кафедр (факультетов) вузов, лабораторий (отделов) с опытно-производственными участками и цехами НИИ и промышленного предприятия. Главной целью данных структур является обеспечение эффективности подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров и проведения научно-исследовательской работы. Необходимо упомянуть о существующей практике создания филиалов и базовых кафедр высших учебных заведений в производственных и научных организациях. Как правило, филиалы кафедр создаются для возможности использования современной лабораторной базой НИИ и предприятий, а базовые кафедры, при открытии в вузе новых специальностей, требующих нового оборудования и квалифицированных специалистов. И филиалы, и базовые кафедры необходимы для повышения уровня подготовки будущих специалистов и приближения учебного процесса к реалиям современного производства.
  • Научно-учебные центры (НУЦ), объединяющие высшие учебные заведения, академические и отраслевые НИИ. Главная задача, поставленная перед данной структурой, состоит в концентрации научного потенциала для решения фундаментальных научно-технических проблем и параллельной подготовке специалистов в рамках соответствующей проблематики.
  • Последним направлением интеграции являются инженерные центры (ИЦ), объединяющие вузы, НИИ и КБ. Главное направление деятельности центров состоит в разработке и внедрении новой техники и технологии, подготовки кадров, необходимых для внедрения новинок в производство.

Среди зарубежных форм межучережденческой интеграции ОНП наибольший интерес представляет американский опыт. С начала 70-х годов в США создаются Cooperative research centers - кооперативные исследовательские центры (КИЦ). Исследовательские центры концентрируют научный потенциал университетов, являющихся крупнейшими научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, и промышленными фирмами. Цель их сотрудничества состоит в проведении совместных научных исследований, исключающих дублирование в решении фундаментальных научно-технических проблем.

В 80-е годы в США происходит создание Engineering research centers - центров инженерных исследований (ЦИИ). Главным отличием ЦИИ от предыдущей формы интеграции ОНП является более узкое поле деятельности. Центры инженерных исследований специализируются на разработке техники и технологии и использовании её в обрабатывающей промышленности, строительстве и биотехнологии. Научно-технический прогресс повышает роль государства в планировании и координации научно-исследовательской деятельности, кроме того, характер научно-технических проблем делает невозможным их решение даже при участии крупнейших монополий Соединённых Штатов.

Это стало причиной создания контрактных научных заведений или научно-исследовательских заведений нового типа - федерально-финансируемых исследовательских и разработочных центров (ФФИРЦ). Основными заказчиками ФФИРЦ являются ЭРДА (Агентство по атомной энергетике и ракетостроению), Министерство обороны и HACA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства), субсидируемые в свою очередь в основном из государственных источников. Это определяет двойное подчинение ФФИРЦ заказчику-финансисту и основному исполнителю, каковым выступает университет, ФФИРЦ управляется университетами, промышленными фирмами или некоммерческими институтами. Использование разнообразных форм интеграции ОНП в США позволяет снизить затраты на проведение НИОКР, повышение их эффективности и устраняет ненужное дублирование.

Региональный уровень интеграции ОНП составляют так называемые научно-производственные комплексы (НПК), представляющие собой территориальные объединения научных (и образовательных в том числе) учреждений и промышленных предприятий, связанные совместной разработкой, испытаниями и производством различных видов промышленной продукции.

Интеграция чистых форм науки, образования и производства в конкретном случае даёт новое, территориальное качество. Наиболее распространённые разновидности НПК более подробно будут рассмотрены ниже.

1. На общегосударственном (национальном) уровне взаимодействие ОНП осуществляется в рамках национальных исследовательских программ (НИП). В разработке и реализации таких программ участвует весь научно-технический потенциал государства. В передовых странах НИП стали основным инструментом государственной образовательной и научно-технической политики, обеспечивающим продвижение вперёд по актуальным направлениям научно-технического прогресса.

2. В настоящее время происходит активное формирование надгосударственного (межнационального) уровня интеграции ОНП. Наиболее активно данный процесс развивается в странах Европейского союза и в ряде других регионах земного шара параллельно с политической, экономической, научной и образовательной интеграции.

Исследования, проведенные группой ученых (В.А. Сластенин, В.И. Жог, И.Ю. Борисова, В.А. Плешаков, Л.С. Подымова), позволили определить наиболее значимые виды научной и образовательной международной интеграции:

  • Создание информационных ресурсов, обеспечивающих международную интеграцию; международный обмен преподавателями, аспирантами, студентами, осуществление заграничных стажировок, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; проведение совместных научных исследований, обмен научной информацией, педагогическими технологиями; совместная публикация монографий, научных статей.
  • Привлечение сотрудников из вузов-партнеров к управлению университетом, создание дочерних структур, создание муждународных центровмежвузовской и международной интеграции; организация университетских лекций с привлечением крупнейших зарубежных специалистов, выдача двойных дипломов, занятость иностранных граждан в качестве преподавателей, создание и реализация совместных образовательных программ, подготовка по дополнительным образовательным программам в сфере изучения иностранного языка, обучение студентов по совместным международным образовательным программам.
  • Реализация международных социальных проектов, организация совместных благотворительных мероприятий, сотрудничество с зарубежными вузами в культурной и спортивной сфере, проведение международных студенческих олимпиад, совместных культурных мероприятий, посвященных национальным праздникам различных стран, встречи с деятелями культуры различных стран.

Рассмотренный материал позволяет судить об объективном характере интеграции образования, науки и производства. При этом данный процесс осуществляется в различных направлениях: единая информационная среда, система непрерывного образования, подготовка кадров и цикла «жизни техники», кадровый заказ и подготовка специалистов, создание комплекса дисциплин, форм и методов обучения, открытое образовательное пространство) и имеет разнообразные формы (научно-производственные комплексы, научно-учебные и инженерные центры, исследовательские и разработочные центры, система «завод-вуз», УНПК и УНПО, филиалы и базовые кафедры, технополисы и технопарки.

Список литературы

  1. Абалкин Л.И. Государство в меняющемся мире // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - C. 7-12.
  2. Богомолов В.А., Егоршев И.М. Научные парки и технополисы в развитых капиталистических странах // Итоги науки и техники. - 1991. - Т. 13. - С. 142-177.
  3. Габитов А.Ф. Формированиеи государственное регулирование инновационнои системы России в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - С. 45-51.
  4. Глазьев С.Ю. Экономическая теория экономического развития. - М.: Наука, 1990. - 232 c.
  5. Кислякова М.Е. Переход России к инновационнои экономике: проблемы и условия // Вестник ТИСБИ. - 2006. - №4. - С. 52-56.
  6. Опыт рыночных трансформаций в странах Северо-Восточной Азии (институциональные аспекты) / отв. ред. П.А. Минакир. - Владивосток: ДВО РАН, 2005. - 256 с.
  7. Попова Е. Меры по стимулированию инновационного развития России (результаты научных исследовании) // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. - 2006. - №10. - С. 4-12.
  8. Саитов М.А.Х. Современные формы развития и тенденции функционирования научно-технологических зон в мировой экономике // Вопросы экономических наук. - 2004. - №1. - C. 229-237.
  9. Тацуно Шеридан. Стратегия - технополисы: пер. с англ. / под общ. ред. и вступ. ст. В.И. Данилова-Данильяна. - М.: Прогресс, 1989. - C. 39-54.