При определении исходных позиций воспитательно-образовательного процесса вуза мы ориентировались на стратегические направления деятельности современного вуза в условиях модернизации высшего образования, благодаря которым увеличиваются возможности ввести в концепцию подготовки специалиста региональные особенности, наметить пути перехода от общей модели к региональной, позволяющей учитывать особенности и возможности конкретного вуза.
Первая стратегия основывается на реформе высшего образования, проводимой сверху. Процесс организационного развития начинается «на верху» власти, отвечающей за образование, и постепенно распространяется на нижние уровни. Выделяются два вида направления этой стратегии:
a) фундаментальный, основанный на однородной теории и готовом и неизменном проекте знаний, которые преобразовываются затем в практике. Эту стратегию характеризует дихотомические способы обучения с привлечением ярких контрастов, отсутствие внутренних различий и преобладание простых и ясных формулировок;
b) антифундаментальный, который учитывает приобретение знаний, а свобода и развитие индивида являются основными предпосылками образования. Это - образование, происходящее благодаря конфронтациям, отрицаниям или фальсификациям. Изменяется мышление студента, который открывает мир в его разнородности.
Основным тезисом первой стратегии является уменьшение участия государства в образовании. Государство появляется на этапе ответственности за образование и воспитание. Однако оно не отсутствует в этом процессе, поскольку приводит в движение соответствующие механизмы демократизации образо-
вания.
Эта стратегия необходима на этапе социального развития, когда: будущее трудно предвидеть и контролировать; будущее неясно и противоречиво; настоящее проблематично.
В таком социальном укладе необходимыми личностными чертами преподавателей вуза является способность реагирования на новые требования. Высшая школа в рамках такой стратегии должна формировать у студентов способности к творческому преобразованию действительности, творческое мышление и готовность к разрешению конфликтов.
Необходимым условием этой стратегии является учет следующих уровней:
1) аксиологический уровень (определение целей высшего образования, функций образовательной системы, образовательной политики и структуры системы высшего образования). На этом уровне определяются образовательные стандарты и рамочные программы, которые гарантируют каноны высшего образования;
2) экспликационный уровень проектирования и операционализации, который основывается на научном обосновании стратегии путем привлечения соответствующих теорий социализации;
3) стратегический уровень, который относится к мотивации деятельности преподавателей вуза, к творческому поиску модернизации дидактического процесса.
Вторая стратегия ориентирована на реформу снизу. Инициатива модернизации высшей школы исходит от вуза, который, является базой этой реформы.
Третья стратегия - «биполярная». Это модель, в которой изменения происходят одновременно наверху (власть образования) и внизу (реформаторское движение вуза).
Четвертая стратегия предполагает изменения на среднем уровне, т.е. исходит от представителей локальных властей или среднего уровня вузовского руководства (деканатов, ка-
федр и др.).
Пятая стратегия представляет собой многоотраслевую нецентрализованную систему вузовской реформы. В разных городах возникают центры реформы. Возникают вузы или отдельные инициативы. Как правило эта стратегия реализовывались в негосударственных высших учебных заведениях.
Из представленной типологии стратегий реформы высшей школы видна сложность и противоречивость этой проблемы. Представляется, что с точки зрения «неясного будущего» нашего общества, а также возрастающего значения механизмов рыночной экономики и демократизации общества благоприятной является биполярная стратегия, в рамках которой происходит соединение реформаторских намерений властей образования со стремлениями вуза.
Можно выделить и ряд других стратегий образовательных преобразований. Многие из них перекрывают друг друга полностью или частично.
Анализируя стратегии развития высшего образования мы выделили главные положения стратегии реформы высшего профессионального образования в России.
- Признание значения модернизации системы профессионального образования как постоянного, а не одноразового процесса, как стратегического направления.
- Изменение содержания и методов высшего образования в направлении формирования ответственности выпускников за собственную профессиональную и жизненную биографию.
- Поддержка нецентрализованных локальных экспериментов и программ, связанных с локальным рынком труда.
- Переоценка высшего образования в таком направлении, чтобы индивидуальные инвестиции на образование возвращались в форме профессионального и экономического продвижения.
- меньшение приема в высшие профессиональные вузы.
- Улучшение эластичности и внутренней подвижности системы высшего профессионального образования, а также расширение его возможностей.
- Изменение моно секторного характера высшей профессиональной школы.
- Сокращение числа профилей в пользу их расширения, значительное сокращение и концентрация числа профессиональных специализаций.
- Влияние различных предприятий на практическую часть профессионального образования, вытекающего из фактических потребностей рынка труда, а не из политических положений.
- Повышение уровня высшего образования в области иностранных языков, новых технологий, поддержка экологических принципов.
- Изменение классификации профессий, от ориентации на крупную промышленность до профессий из сферы обслуживания, торговли, финансов, страхования.
- Распространение на различных уровнях знаний и техники проблематики менеджмента и маркетинга.
- Глубокая модернизация образования преподавателей вуза.
- Повышение значения предприимчивости как ведущей черты в каждом профиле высшего профессионального образования, включая гуманитарное.
- Выработка стандартов оценки эффективности высшего профессионального образования.
Развитие системы переквалификации как метода борьбы с безработицей и др.
Эти и другие направления стратегического характера в области реформы высшего профессионального образования не исчерпывают всего перечня необходимых изменений, поскольку остается по-прежнему действенным фактор «неясного будущего». Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что в области стратегической модернизации программ, содержания, методов и целей высшего профессионального образования необходимо выделить три фазы этого образования:
- первая фаза, в которой основные знания и социальные и профессиональные умения общего характера должны транслироваться в рамках широких профессиональных областей;
- вторая фаза направлена на создание предварительной специализации на уровне профессий, связанных с общими областями;
- третья фаза, которая должна служить развитию специальных умений и компетенций в конкретной профессии, но при этом определенных не слишком узко.
Приведенные фазы профессионального образования отвечают принципу «постепенной специализации».
Эти положения легли в основу, разработанной нами организационно-функциональной концепции высшего профессионального образования, которая включала: цели, задачи, принципы, содержание, пути модернизации воспитательно-образовательного процесса вуза.
Исходя из того, что одним из ведущих признаков любой деятельности, в том числе и профессиональной, является целеполагание, в своем исследовании мы использовали программно-целевой подход, потому что цель может быть представлена как нечто целое, состоящее из определенной совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих частей, т.е. как ядро, вокруг которого определенным образом организуется деятельность по подготовке высококонкурентного на рынке труда специалиста.
Стимулирующая функция цели состоит в том, что в цели как бы скрыта внутренняя энергия действия. В свою очередь понимание логики взаимодействия компонентов педагогической деятельности дает студенту большой эмоциональный заряд, повышающий уровень его будущего профессионального мастерства.
Следовательно, выбор цели - исходная точка управления, его наиболее творческая часть. Для личности цель является мысленным образом создаваемой ценности, поэтому она побуждает к деятельности, мотивирует и стимулирует ее.
Реализация организационно-функциональной концепции высшего образования потребовала от нас разработки программы, которая представляет собой комплексный путь модернизации всей системы высшей школы.