Принцип активности ребенка был и остается одним из основных в педагогике вообще и в дополнительном образовании детей, в частности. Он заключается в целенаправленном активном восприятии воспитанниками изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество творческой деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении компетенций, результативностью, соответствием социальным нормам.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять творческие задания;
- стремление к самостоятельной деятельности, поиску;
- осознание выполняемых действий, сопровождаемое мотивацией;
- устойчивость внимания к предмету активности.
Любая педагогическая технология имеет цели и обладает средствами, активизирующими деятельность воспитанников. Наибольший эффект на занятиях детских объединений дают ситуации, в которых воспитанники:
- самостоятельно ведут поиск интересной информации (книги, СМИ, Интернет) по изучаемому материалу и объясняют его;
- спорят, обсуждают, высказывают свое мнение (совместные проекты, коллективные работы), отстаивают свою точку зрения, свой взгляд;
- задают вопросы и оценивают работы свои и других воспитанников, сохраняя такт;
- помогают отстающим и слабым воспитанникам, ребятам из младших групп;
- имеют право выбирать самостоятельно посильные для них задачи (будь то лепка, роспись, чеканка, или роль в проекте);
- имеют возможность мотивировать друг друга на достижение поставленных целей.
В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:
1) игровые технологии;
2) технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие;
3) интреактивные технологии.
Результаты во многом будут зависеть и от выбора методов. Рассмотрим креативные методы обучения, которые ориентированы на создание воспитанниками субъективно нового для них результата - творческого продукта, т.к. обучение происходит в ходе творческой деятельности детей.
Метод придумывания - способ создания неизвестного воспитанникам ранее продукта в результате их определенных умственных действий.
Метод «Если бы...» Воспитанникам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если... Подобные задания не только развивают воображение детей, но и позволяют понять устройство реального мира, взаимосвязь всех его элементов, фундаментальные основы изучаемого материала.
Метод образной картины воссоздает такое состояние ребенка, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у воспитанника возникает образная картина цветка, дерева, облака и т.п.
Метод гиперболизации. Увеличивая или уменьшая объект познания, его отдельные части или качества, ребенок, находящийся на грани выхода из реальности в фантазию, создает настоящие шедевры.
Метод агглютинации. Детям предлагают соединить не соединяемые в реальности качества, свойства, объекты и изобразить их (красная собака, золотая сова).
Метод синектики базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий, инверсии, ассоциаций.
Метод морфологического ящика. Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
Метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения.
Не будем рассматривать оргдеятельностные и когнитивные методы, хотя они наравне с креативными используются и приносят свои плоды. Ни одно занятие в детском объединении не может быть проведено без целеполагания или рефлексии.
Однако в творчестве надо уметь совмещать все те технологии, методы, приемы и средства, которые помогают нашим воспитанникам становиться полноценной и развитой личностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: Школьные технологии, 2005.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004.