Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Принцип активности ребенка был и остается одним из основных в педагогике вообще и в дополнительном образовании детей, в частности. Он заключается в целенаправленном активном восприятии воспитанниками изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество творческой деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении компетенций, результативностью, соответствием социальным нормам.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять творческие задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности, поиску;
  • осознание выполняемых действий, сопровождаемое мотивацией;
  • устойчивость внимания к предмету активности.

Любая педагогическая технология имеет цели и обладает средствами, активизирующими деятельность воспитанников. Наибольший эффект на занятиях детских объединений дают ситуации, в которых воспитанники:

- самостоятельно ведут поиск интересной информации (книги, СМИ, Интернет) по изучаемому материалу и объясняют его;

- спорят, обсуждают, высказывают свое мнение (совместные проекты, коллективные работы), отстаивают свою точку зрения, свой взгляд;

- задают вопросы и оценивают работы свои и других воспитанников, сохраняя такт;

- помогают отстающим и слабым воспитанникам, ребятам из младших групп;

- имеют право выбирать самостоятельно посильные для них задачи (будь то лепка, роспись, чеканка, или роль в проекте);

- имеют возможность мотивировать друг друга на достижение поставленных целей.

В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:

1) игровые технологии;

2) технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие;

3) интреактивные технологии.

Результаты во многом будут зависеть и от выбора методов. Рассмотрим креативные методы обучения, которые ориентированы на создание воспитанниками субъективно нового для них результата - творческого продукта, т.к. обучение происходит в ходе творческой деятельности детей.

Метод придумывания - способ создания неизвестного воспитанникам ранее продукта в результате их определенных умственных действий.

Метод «Если бы...» Воспитанникам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если... Подобные задания не только развивают воображение детей, но и позволяют понять устройство реального мира, взаимосвязь всех его элементов, фундаментальные основы изучаемого материала.

Метод образной картины воссоздает такое состояние ребенка, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у воспитанника возникает образная картина цветка, дерева, облака и т.п.

Метод гиперболизации. Увеличивая или уменьшая объект познания, его отдельные части или качества, ребенок, находящийся на грани выхода из реальности в фантазию, создает настоящие шедевры.

Метод агглютинации. Детям предлагают соединить не соединяемые в реальности качества, свойства, объекты и изобразить их (красная собака, золотая сова).

Метод синектики базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий, инверсии, ассоциаций.

Метод морфологического ящика. Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения.

Не будем рассматривать оргдеятельностные и когнитивные методы, хотя они наравне с креативными используются и приносят свои плоды. Ни одно занятие в детском объединении не может быть проведено без целеполагания или рефлексии.

Однако в творчестве надо уметь совмещать все те технологии, методы, приемы и средства, которые помогают нашим воспитанникам становиться полноценной и развитой личностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: Школьные технологии, 2005.
  3. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004.