Стремительные преобразования в России изменили образовательные приоритеты в иерархической системе ценностей, но не отодвинули их на задний план. Именно сфера образования призвана удовлетворять потребность людей в обучении. Она позволяет быстро усваивать информацию, овладевать новыми компетенциями, переключаясь от одной области знаний к другой с помощью инновационных образовательных технологий.
На наш взгляд в сфере образования можно выделить организационные, методические и управленческие инновации.
Организационные инновации развиваются за счет внедрения новых форм образовательного процесса. В ФГОУ ВПО «Оренбургский ГАУ» успешно внедряются:
- балльно-рейтинговая оценка знаний студентов как инструмент контроля образовательной деятельности студентов;
- метод case-study как средство решения студентами профессиональных задач в контексте будущей специальности;
- технология портфолио, содействующая аутентичному оцениванию студентами достижений в области саморазвития и приобретения профессиональных компетенций;
- разнообразные технологии организации самостоятельной работы студентов, ориентированные на подготовку письменных работ, развивающих мышление, логику, аналитические способности;
- модульная технология обучения профессорско-преподавательского состава университета по программам дополнительного профессионального образования.
Основное назначение организационных инноваций - существенное улучшение условий образовательной деятельности вуза.
Методические инновации влияют на содержание образования и повышают его качество. Они могут представлять новые технологии или технологии с улучшенными характеристиками.
Роль преподавателя, стремящегося воспитать специалиста-инноватора, заключается не в передаче информации, а в формировании базовых компетенций, которые позволяют приобретать новые знания самостоятельно. Для этого в ИДПО ФГОУ ВПО «Оренбургский ГАУ» на краткосрочных курсах «Инновации в системе высшего профессионального образования» и в программе профессиональной переподготовки «Педагогика и психология профессионального образования» мы предлагаем нашим преподавателям новые знания, приёмы, технологии. Самыми востребованными и эффективными являются технологии по формированию системного и креативного мышления. Они позволяют учитывать профессиональную направленность обучения, личностные характеристики студента; развивают компетенции будущего специалиста.
Компетентностный подход в образовании позволяет готовить креативно мыслящих специалистов, умеющих нестандартно подходить к решению новых и хорошо известных проблем, способных брать на себя ответственность за принятое решение. Данный подход в образовании требует использования разнообразных форм, организующих студенческую деятельность: проекты, социальная практика, исследовательская деятельность, сетевое образование, а также внесения в традиционные методы обучения новых, инновационных составляющих: контекстное обучение, ситуационный анализ, мозговой штурм, творческая мастерская и т.д. Конференции, защита рефератов и докладов, подготовка эссе, сообщений, ролевые и деловые игры, диспуты, диалоги, обучение по индивидуальному образовательному маршруту и т.д., также способствуют изменению качества обучения. Кроме того, распространению всего нового и интересного в деятельности преподавателя содействуют такие формы, как конкурс на лучшее информационно-техническое обеспечение дисциплины, и, ставшая традиционной, Неделя качества, и действующая в системе повышения квалификации программа «Инновации в системе высшей профессиональной школы».
Реализация модернизированных образовательных технологий меняет взаимоотношения субъектов образовательного процесса - преподавателя и студента, преподаватель занимает позицию консультанта, студент самостоятельно определяет формы и маршруты освоения учебного материала. Если прежде перед преподавателем стояла задача передачи студентам большого количества знаний, то в современных условиях возникает необходимость формирования у них способности к самообучению, развитию умения применять полученные теоретические знания применять на практике.
Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик. Подготовить студента с реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно. Мы предлагаем ещё в период обучения включить будущего специалиста в разработку новых технологий, приблизить к условиям конкретного производства.
Новым шагом к будущей специальности для студентов могут стать «Практические олимпиады». Задания для них могут предлагаться координационным комитетом олимпиады или заинтересованными структурами: сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и другими заинтересованными организациями и лицами. Создаются команды, включающие студентов различных курсов и факультетов, обладающих разным уровнем знаний и практическими навыками в конкретной профессиональной области. Члены команды резюмируют знания по конкретной проблеме, в той сфере, где они недавно работали в качестве практикантов, стажёров. В ходе участия в предлагаемых олимпиадах студенты учатся выявлять и решать проблемы, развивают социальные и коммуникативные навыки. Полученные компетенции пригодятся нашим выпускникам в любой сфере профессиональной деятельности. Современные руководители, таким образом, получают персонал, способный принимать на себя ответственность и работать самостоятельно, умеющий продуктивно работать в команде.
На наш взгляд особую роль в образовательной деятельности университета играют проекты, так как современная педагогика рассматривает проектирование как особый вид мыследеятельности. Характерная особенность проектирования - создание новых продуктов и одновременно познание того, что может возникнуть. Проектная деятельность - это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее. Педагогическое проектирование, кроме того, преследует дополнительную цель: изменение людей, осуществляющих проект.
В нашем университете начато формирование банка идей для проектной деятельности наших преподавателей, повышающих квалификацию в ИДПО. Затем, планируется дальнейшая разработка и реализация предложенных идей в образовательной практике нашего университета. Проект в любой сфере содержит идею, реализация которой может принести дивиденды, решить (финансовые, материальные, людские) проблемы.
Возникшая идея может превратиться в инновацию в процессе совместной работы группы людей. Поэтому отрадно было наблюдать, что в подготовке к защите проектов на курсах повышения квалификации для заведующих кафедрами ФГОУ ВППО «Оренбургский ГАУ» по программе «Управление в современном университете» сложились совместные группы представителей разных кафедр и даже факультетов. Следующий шаг - совместная реализация задуманных проектов.
Управлять нововведениями необходимо на принципиально иной основе, позволяющей не только контролировать, но и определять области улучшения, проводить предупреждающие и корректирующие действия. Мы имеем в виду внедрение в нашем университете системы менеджмента качества, которая, безусловно, относится к области управленческих инноваций.
Внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении позволяет реализовать системные изменения в образовательном процессе вуза, которые стали, на сегодняшний день, насущной необходимостью.
Новизна в управлении вузом в рамках системы менеджмента качества заключается в том, что основой управления является процессный подход. При реализации данного подхода в образовательном процессе вуза желаемый результат достигается эффективнее.
Применение процессного подхода требует:
- определения процессов для достижения желаемого результата;
- идентификации и измерения входов процессов и их результатов;
- определения взаимодействий процесса с функциями предприятия;
- установления четких прав, полномочий и ответственности за управление процессом;
- определения внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;
- внимания при проектировании процесса всем этапам, их ресурсному обеспечению, измерению, потребности в обучении.
Следовательно, вуз должен организовать свою работу не только «внутри», но и «вне» себя.
Ориентация на потребителя становится главной стратегической линией в развитии вуза, его путеводной нитью в конкурентной борьбе в сфере оказания образовательных услуг. При этом мы должны четко понимать, что потребителями являются не только сами студенты, их родители, потенциальные работодатели, но и профессорско-преподавательский состав вуза. Вуз должен знать текущие и будущие потребности своих потребителей, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Для этого необходимо осознавать все потребности и ожидания потребителей, обеспечить сбалансированный подход к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон, информировать персонал вуза о требованиях потребителя, регулярно проводить оценку уровня удовлетворенности потребителей и проводить корректирующие действия по результатам анализа деятельности.
Новым в управлении качеством образования является использование модульного обучения в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей ФГОУ ВПО «Оренбургский ГАУ». Модульное обучение - это проектирование содержания обучения, при котором каждый слушатель может быть самостоятельным в подборе содержания и определении порядка его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей. Цель модульного обучения - создание наиболее благоприятных условий для развития личности за счет обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки через организацию учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.
Введённый в ФГОУ ВПО «Оренбургский ГАУ» модульный принцип обучения профессорско-преподавательского состава по программам повышения квалификации внес изменения в традиционную практику преподавания. Предлагаемая форма обучения основывается на гибком графике обучения, вариативности выбора содержания блоков и модулей в зависимости от базового образования, стажа работы и других квалификационных характеристик.
Полномасштабное внедрение инноваций в образовательную деятельность университета возможно при условии перехода к новым принципам организации образовательного процесса, новому подходу к организации, оцениванию и оплате труда профессорско-преподавательского состава вуза. Внедрение системы менеджмента качества помогает ускорить этот процесс, сделать его планомерным и предсказуемым, а, главное, влияет на конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алёхина, Н.В. Проблема качества образования в системе профессиональной переподготовки преподавателя ВУЗа аграрного профиля // Н.В. Алёхина, Научный вестник ОГИМ: Сборник материалов международной конференции «Европа - Россия - Азия: пути интеграции и приграничного сотрудничества в сфере образования». - Оренбург: ОГИМ, 2008.
- Алёхина, Н.В., Зильберштейн, Э.В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества/ Н.В. Алёхина, Э.В. Зильберштейн, Успехи современного естествознания. - М., 2010. - № 1.
- ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
- Кораблёва, Г.В. Профессионально-педагогическое повышение квалификации преподавателей ОГАУ как организационная инновация. //
Инновационные технологии в образовании и научно-исследовательской работе. II научно-методическая конференция. Международная. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009.