Происходящие в последние годы изменения в начальном образовании России нельзя назвать иначе, как инновационный бум. Они связаны с претворением в жизнь идей гуманизации образования, которая в современных условиях реализуется с помощью образовательных стратегий и технологий, ориентированных не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих интересов и способностей каждого ребенка, активизацию самостоятельной учебной деятельности. Как показывают исследования социологов, подавляющее большинство школ России (около 90 %) охвачено поиском новых подходов, средств и форм образовательной деятельности. Можно выделить следующие основные направления развития инноваций в сфере начального образования:
- индивидуализация и дифференциация обучения через создание новых институтов образования (гимназии, лицеи, частные школы, экспериментальные классы и т.д.), классов выравнивания и т.д.;
- усиление внимания к предметам эстетического цикла, ориентация на культурное разнообразие;
- повышение экологической культуры, включение ребенка в природу и в природоохранную деятельность;
- разработка и апробация нового содержания образования, введение новых учебных предметов (историческое образование, иностранные языки, естествознание, этика, религия и т.д.);
- совершенствование действующих и создание альтернативных программ, учебников, методических пособий и разработок и т.д.;
- разработка и апробация новых методик, технологий, систем обучения и воспитания; создание новых организационных структур для введения инновационных образовательных технологий (частные школы, экспериментальные площадки и классы);
- разработка различных интегрированных курсов;
- компьютеризация процесса обучения;
- попытка радикализации образования в начальной школе (например, школа диалога культур) и т.д.
При всем многообразии инноваций этот процесс выявил довольно слабую подготовленность учителей к этой деятельности. Поэтому возникает необходимость подготовки будущего учителя начальных классов, владеющего современной педагогической техникой и технологиями, методами исследовательской, инновационной деятельности, и в конечном итоге учителя, обладающего качественно новым педагогическим мышлением.
Очевидно, что такая подготовка станет невозможной без повышения заинтересованности и подготовленности самих преподавателей вузов к инновационной деятельности.
Одним из направлений реализации инновационной деятельности является знакомство студентов с новыми, альтернативными системами и технологиями развивающего бучения в начальной школе (Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.)
Практика показывает, что освоение систем развивающего обучения осуществляется более эффективно, если выполняются следующие
условия:
- каждая система изучается не фрагментарно, а с учетом всех ее компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства); этот принцип называют принципом полноты освоения методической системы;
- освоение каждой новой методической системы обучения младших школьников осуществляется не изолированно, а в сравнении как с традиционной, так и с ранее изученными системами (принцип взаимосвязи и сравнения систем);
- в ходе освоения каждой методической системы студенты овладевают умением проектировать уроки с учетом специфики данной системы и приобрести определенный опыт проведения таких уроков (принцип практического освоения методической системы).
С учетом этих условий нам представляется эффективным следующий план освоения систем развивающего обучения (например,
Л.В. Занкова):
1. Анализ традиционной системы обучения в начальной школе.
2. Диагностика затруднений в педагогической деятельности, ее рефлексия, выработка путей совершенствования.
3. Психологопедагогические основы развивающего обучения. Проблемы соотношения обучения и развития, их решение в различных дидактических системах. Пути изучения воздействия обучения на развитие детей.
4. Коллективные занятия со студентами по темам: теория учебной деятельности; ход развития школьников, его диагностика; учебное сотрудничество.
5. Диагностика уровня общего развития школьников, усвоения ими теоретических знаний и способов действий с учебным материалом.
6. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова (теоретические основы, дидактические принципы, типичные свойства).
7. Особенности преподавания учебных предметов в системе Л.В. Занкова (математики, русского языка, естествознания и т.д.).
8. Итоговая рефлексия.
9. Индивидуальные и групповые консультации по выбору.