Проблема модернизации российского образования связана с процессом обучения в условиях «экономики знаний» (И. Фрумин). Основной характеристикой «экономики знаний» является обучение - как «создание знаний» на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации. Обучение на основе компетенций достаточно успешно внедряются в странах Евросоюза. В России понятия «компетентность» и «компетентностный подход» широко обсуждаются в литературе. Например, процесс обучения на основе компетентностного подхода должен быть ориентирован на получение конечных результатов, описанных на языке компетенций, методах их диагностики и оценки. Алгоритм формирования компетенции должен быть достаточно сложным, вариативным и индивидуализированным. Конечные результаты представляют собой совокупность знаний, умений и личностных качеств субъекта образовательного процесса. Из известной (А.К. Маркова) классификации компетентностей (специальная, социальная, личностная и индивидуальная) наиболее актуальной нам представляется предложенное в XXI веке понятие «учебно-исследовательская компетентность» [1].
Цель работы - обосновать технологию формирования ключевых и общепрофессиональных компетенций обучающихся по техническим специальностям, разработать алгоритм процесса формирования аксиологического поля профессиональной деятельности обучающихся.
Методика исследований:
- реализация разработанных в АМТИ (филиал КубГТУ) программ по формированию информационного и аксиологического полей профессиональной компетентности обучающихся.
Разработанная нами программа «Формирование информационного поля профессиональной деятельности бакалавров технического направления» № 15817 от 08 июня 2010 г. [2] применена для комплексного анализа движения реального технического объекта. Связь внешних и внутренних параметров объекта определяется математическими соотношениями, выстроенными с помощью дифференциальных уравнений в форме Лагранжа. Вычислительный эксперимент выполнен в пакете MathCad 2000. Функциональный анализ позволил количественно оценить влияние дополнительных уравновешивающих устройств на внутренние параметры. В процессе освоения данной программы реализована часть показателей компетентностной модели бакалавриата по направлениям 130600, 140600, 150900. В частности, компетенции инвариантные в области деятельности (общенаучные) и компетенции специальные в сфере деятельности «Техника и технология» (расчетно-проектные, экспериментально-исследовательские, эксплуатационные).
Выводы:
1. Сформирована методология модельно-математического мышления обучающихся на младших курсах и заканчивающих изучение дисциплин естественнонаучного цикла (математика, информатика, теоретическая механика).
2. Разработана программа формирования компонентов аксиологического поля профессиональной деятельности. Основу программы составляют три взаимосвязанных блока операций:
- диагностика саморегуляции, самооценки, мотивационно-волевой сферы и эмоциональных показателей, креативности и гибкости ума обучающихся;
- формирование умений и навыков для решения вероятностных (неалгоритмизированных) задач;
- последовательное выполнение операций нормативной модели диагностических процедур.
3. Зафиксированы показатели самооценки, самореализации и мотивационноэмоциональные параметры обучающихся, студентов АМТИ, которые следует считать как начальные условия для дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Митяева Л.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования. Автореферат докторской диссертации. - Волгоград, ВГПУ, 2007. - С. 43.
- Свидетельство № 50201000900 о Государственной регистрации электронного ресурса «Формирование информационного поля профессиональной деятельности бакалавров и магистров технического направления». Авторы: Гриненко Н.Ю., Тряпицын Ю.Д. Зарегистрировано в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» РАО 08 июня 2010 г. № 15817.