Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В спорте себя проявить только тот спортсмен, психологические качества, свойства и состояния которого соответствуют специфическим требова­ниям спортивной деятельности в целом и особен­ностям избранного вида спортивной специализа­ции. Недостаточно высокий уровень психических проявлений (психологическая подготовленность) спортсменов лимитирует эффективность и надеж­ность соревновательной деятельности, ограничи­вает результативность их выступлений. Под влия­нием оптимальных и систематических тренировочных и соревновательных нагрузок достигается такой уровень психических проявлений, при кото­ром преодолеваются все препятствия на пути к достижению в интегральной системе спортивной подготовки.

Центральное место в соревновательной дея­тельности спортсмена занимает исследование та­ких психических состояний, как напряжение, эмо­циональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.

Анализ литературных источников в области психологии спорта показал, что уже в первых ис­следованиях подготовки спортсменов к соревнова­ниям выявилась большая роль эмоциональных состояний в регуляции двигательных действий, операций, в частности, такого производного спор­тивной деятельности, как эмоциональная напря­женность, в ряде случаев дезорганизующая дея­тельность или мобилизующая спортсмена к эф­фективной и успешной деятельности.

Цель исследования: теоретически и экспери­ментально обосновать особенности специальной психологической подготовки юных спортсменов борцов вольного стиля в условиях эмоциональной напряжённости.

Доказано, что успешное выступление в сорев­нованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготов­ленности спортсмена, но и от его психологиче­ской готовности.

Естественно, что лучшей школой психологи­ческой подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте  важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование  это и разрядка накоплен­ного нервнопсихического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях  это всегда получение определенных результатов, под­ведение итогов конкретного этапа в совершенст­вовании спортивного мастерства.

Постоянно растущие требования развиваю­щейся методики спортивной тренировки ставят актуальный вопрос: способствует или препятствует эмоциональная напряженность качеству резуль­тативности соревновательной деятельности? Ре­зультаты научных исследований в спорте высших достижений дают весьма противоречивую инфор­мацию о влиянии эмоциональной напряженности, ее структурных особенностей и механизмов на эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов.

В наших исследованиях мы вели наблюдение за воспитанниками отделения борьбы МОУ ДО детей специализированной детскоюношеской спортивной школы Олимпийского резерва №1 за 1 день до и после соревнований. Соревнования проводились по утвержденным, действующим правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА с прямым выбиванием, но с утешительны­ми встречами, в спортивном зале на базе МОУ СОШ №32 в течение двух дней, на одном борцов­ском ковре. Для поднятия эмоционального на­строения участников было организовано торжест­венное открытие соревнований, победители и при­зеры награждались дипломами, медалями и де­нежными премиями, также были учреждены спе­циальные призы для особо отличившихся борцов, во время. Также в соответствии с нормами был оборудован спортивный зал. На соревнованиях принимали участие девять команд с территории ХантыМансийского автономного округа  Югра. Всего было около 150 участников.

По утвержденным, действующим правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА участ­ники разделяются на две группы, т. е. если 14 весо­вых категорий 7  первая группа и остальные 7 вторая. Соревнования проходят за 3 дня:

В первый день проводится взвешивание пер­вой группы; во второй день проводятся все схват­ки участников первой группы, и проводится взвешивание второй группы; в третий день проводятся все схватки участников первой группы. Таким образом, для каждого из спортсменов  вольников основная часть соревнований, которой является день борцовских поединков проходит в один день.

По правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА если в весовой категории пять и менее участников, то соревнования в этой весовой категории проходят по круговой системе. А если больше пяти участников, как бывает в большинст­ве случаях, соревнования проводятся по системе с прямым выбиванием, но с утешительными встре­чами. Таким образом, чтобы занять первое место нужно выиграть как минимум 3 схватки, на неко­торых соревнованиях спортсменам приходится бороться даже 6 схваток

Поединок продолжается два периода по две минуты, между которыми перерыв на 30 секунд. Если после двух периодов счет равный 1:1 дается третий дополнительный период. Также существу­ет и досрочная победа.

В работе использовался комплекс следующих методов исследования:

Наблюдение и самонаблюдение внешних и внутренних переживаний спортсмена. Опросные методы, позволяющие количественно в условных единицах, баллах оценить те или иные показатели предстартовых состояний юных спортсменов борцов вольного стиля (Тест «Градусник»). Про­ективные методы, предназначенные для изучения личностных особенностей спортсмена, на основе стимульной ситуации, создающей условия для проявления  эмоциональных  реакций   (Восьми­цветный тест Люшера). Методы, которые вклю­чают оценку функциональных показателей по па­раметрам саморегуляции сенсорноперцептивных и психомоторных процессов (Теппинг тест«В. у.»). Методы математической статистики.

Эмоциональная напряженность как один из основных видов функциональных состояний, воз­никающих в условиях соревновательной борьбы, сопровождается энергетической мобилизацией нервномышечной деятельности, направленной на обеспечение процесса психической нагрузки, что необходимо для эффективной соревновательной деятельности.

Поэтому одной из важнейших задач в специ­альной психологической подготовке юных спорт­сменов  борцов вольного стиля является кон­троль и коррекция проявлений эмоциональной напряженности в особо сложных и ответственных периодах подготовки. К таким периодам с ярко выраженной эмоциональной напряженностью, с ее индивидуальными проявлениями в психической, двигательной, вегетативной системах мы относим периоды, ближайшие к ответственным соревнова­ниям  микроциклы (подводящий, соревнователь­ный, восстановительный), имеющие не только структурнометодическую значимость в планиро­вании эффективной соревновательной деятельно­сти, но и детерминированные личностной значи­мостью, ответственностью ситуации.

Экспериментальные исследования были орга­низованы в условиях непосредственной соревно­вательной деятельности. В группу обследованных вошли спортсмены  борцы вольники. Отметим, что успешное участие в данных соревнованиях имело для соревнующихся спортсменов высокую личностную значимость в связи с отбором выше­стоящие соревнования. Результаты исследования показали разновыраженность и разнонаправленность психологических показателей у юных спортсменов с успешной соревновательной дея­тельностью (УСД) и не успешной соревнователь­ной деятельностью(НСД) (см. таблицу 1).


Полученные качественные показатели по ве­гетативному коэффициенту (Восьмицветный тест Люшера), тесту «Градусник» (Самочувствие, эмо­циональное настроение, желание тренироваться и удовлетворенность деятельностью), по волевому усилию  «Теппинг тест» согласно представлен­ным таблицам по спортсменам с успешной сорев­новательной деятельностью и спортсменам с неус­пешной соревновательной деятельностью имеют разновыраженность и разнонаправленность до и после соревнований. Спортсмены с успешной со­ревновательной деятельностью имеют более высо­кие показатели по методике «Градусник» после соревнований у них возрастает волевое усилие. Согласно восьмицветному тесту Люшера вегета­тивный коэффициент также отличается своей вы­раженностью, чем у спортсменов с неуспешной соревновательной деятельностью. Вегетативный коэффициент у спортсменов с успешной соревно­вательной деятельностью является больше 1  это означает, что у них доминирует функция симпати­ческой нервной. Парасимпатическая система функционально связана с поджелудочной желе­зой, выделяющей в кровь инсулин, который свя­зывает свободный сахар и переводит его назад в депо. Тем самым сохраняет силы.

А у спортсменов с неуспешной соревнова­тельной деятельностью Вегетативный коэффици­ент является меньше 1 - это означает, что у них доминирует функция симпатической нервной сис­темы. С функцией симпатической нервной систе­мы тесно связана функция мозговой части надпо­чечников, выделяющей в кровь адреналин и норадреналин. Эти гормоны повышают артериаль­ное давление, учащают сердечные сокращения и «выбрасывают» в кровь сахар из таких депо, как печень, где он хранится «про запас», тем самым «сжигают энергию» что приводит к преждевре­менному утомлению спортсмена.

Подсчитав разницу результатов в процентном соотношении, мы видим, что средний показатель до соревнований юных спортсменов  борцов вольного стиля с успешной соревновательной дея­тельностью на много выше чем у спортсменов с неуспешной соревновательной деятельностью. Тоже самое можно сказать и о средних показате­лях после соревнований. Исходя из анализа лите­ратурных источников, экспериментальных иссле­дованиях можно сделать следующие заключения: эмоциональная напряженность имеет разнонаправленность у юных спортсменов  борцов воль­ного стиля. Чем опытнее спортсмен, тем выше уровень самоконтроля эмоциональной напряжен­ности. Обучение приемам психической саморегу­ляции (идеомоторная настройка) в условиях непо­средственной соревновательной деятельности важный компонент психологической подготовки юных спортсменов и оптимизаци эмоциональной напряженности спортсменов. Это способствует результативности соревновательной деятельности.

Работа представлена на V общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы нау­ки и образования», г. Москва, 1315 мая 2009г. Поступила в редакцию 07.05.2009г.