В спорте себя проявить только тот спортсмен, психологические качества, свойства и состояния которого соответствуют специфическим требованиям спортивной деятельности в целом и особенностям избранного вида спортивной специализации. Недостаточно высокий уровень психических проявлений (психологическая подготовленность) спортсменов лимитирует эффективность и надежность соревновательной деятельности, ограничивает результативность их выступлений. Под влиянием оптимальных и систематических тренировочных и соревновательных нагрузок достигается такой уровень психических проявлений, при котором преодолеваются все препятствия на пути к достижению в интегральной системе спортивной подготовки.
Центральное место в соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.
Анализ литературных источников в области психологии спорта показал, что уже в первых исследованиях подготовки спортсменов к соревнованиям выявилась большая роль эмоциональных состояний в регуляции двигательных действий, операций, в частности, такого производного спортивной деятельности, как эмоциональная напряженность, в ряде случаев дезорганизующая деятельность или мобилизующая спортсмена к эффективной и успешной деятельности.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать особенности специальной психологической подготовки юных спортсменов борцов вольного стиля в условиях эмоциональной напряжённости.
Доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.
Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование это и разрядка накопленного нервнопсихического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства.
Постоянно растущие требования развивающейся методики спортивной тренировки ставят актуальный вопрос: способствует или препятствует эмоциональная напряженность качеству результативности соревновательной деятельности? Результаты научных исследований в спорте высших достижений дают весьма противоречивую информацию о влиянии эмоциональной напряженности, ее структурных особенностей и механизмов на эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов.
В наших исследованиях мы вели наблюдение за воспитанниками отделения борьбы МОУ ДО детей специализированной детскоюношеской спортивной школы Олимпийского резерва №1 за 1 день до и после соревнований. Соревнования проводились по утвержденным, действующим правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА с прямым выбиванием, но с утешительными встречами, в спортивном зале на базе МОУ СОШ №32 в течение двух дней, на одном борцовском ковре. Для поднятия эмоционального настроения участников было организовано торжественное открытие соревнований, победители и призеры награждались дипломами, медалями и денежными премиями, также были учреждены специальные призы для особо отличившихся борцов, во время. Также в соответствии с нормами был оборудован спортивный зал. На соревнованиях принимали участие девять команд с территории ХантыМансийского автономного округа Югра. Всего было около 150 участников.
По утвержденным, действующим правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА участники разделяются на две группы, т. е. если 14 весовых категорий 7 первая группа и остальные 7 вторая. Соревнования проходят за 3 дня:
В первый день проводится взвешивание первой группы; во второй день проводятся все схватки участников первой группы, и проводится взвешивание второй группы; в третий день проводятся все схватки участников первой группы. Таким образом, для каждого из спортсменов вольников основная часть соревнований, которой является день борцовских поединков проходит в один день.
По правилам Международной Федерации борьбы ФИЛА если в весовой категории пять и менее участников, то соревнования в этой весовой категории проходят по круговой системе. А если больше пяти участников, как бывает в большинстве случаях, соревнования проводятся по системе с прямым выбиванием, но с утешительными встречами. Таким образом, чтобы занять первое место нужно выиграть как минимум 3 схватки, на некоторых соревнованиях спортсменам приходится бороться даже 6 схваток
Поединок продолжается два периода по две минуты, между которыми перерыв на 30 секунд. Если после двух периодов счет равный 1:1 дается третий дополнительный период. Также существует и досрочная победа.
В работе использовался комплекс следующих методов исследования:
Наблюдение и самонаблюдение внешних и внутренних переживаний спортсмена. Опросные методы, позволяющие количественно в условных единицах, баллах оценить те или иные показатели предстартовых состояний юных спортсменов борцов вольного стиля (Тест «Градусник»). Проективные методы, предназначенные для изучения личностных особенностей спортсмена, на основе стимульной ситуации, создающей условия для проявления эмоциональных реакций (Восьмицветный тест Люшера). Методы, которые включают оценку функциональных показателей по параметрам саморегуляции сенсорноперцептивных и психомоторных процессов (Теппинг тест«В. у.»). Методы математической статистики.
Эмоциональная напряженность как один из основных видов функциональных состояний, возникающих в условиях соревновательной борьбы, сопровождается энергетической мобилизацией нервномышечной деятельности, направленной на обеспечение процесса психической нагрузки, что необходимо для эффективной соревновательной деятельности.
Поэтому одной из важнейших задач в специальной психологической подготовке юных спортсменов борцов вольного стиля является контроль и коррекция проявлений эмоциональной напряженности в особо сложных и ответственных периодах подготовки. К таким периодам с ярко выраженной эмоциональной напряженностью, с ее индивидуальными проявлениями в психической, двигательной, вегетативной системах мы относим периоды, ближайшие к ответственным соревнованиям микроциклы (подводящий, соревновательный, восстановительный), имеющие не только структурнометодическую значимость в планировании эффективной соревновательной деятельности, но и детерминированные личностной значимостью, ответственностью ситуации.
Экспериментальные исследования были организованы в условиях непосредственной соревновательной деятельности. В группу обследованных вошли спортсмены борцы вольники. Отметим, что успешное участие в данных соревнованиях имело для соревнующихся спортсменов высокую личностную значимость в связи с отбором вышестоящие соревнования. Результаты исследования показали разновыраженность и разнонаправленность психологических показателей у юных спортсменов с успешной соревновательной деятельностью (УСД) и не успешной соревновательной деятельностью(НСД) (см. таблицу 1).
Полученные качественные
показатели по вегетативному коэффициенту (Восьмицветный тест Люшера), тесту
«Градусник» (Самочувствие, эмоциональное настроение, желание тренироваться и
удовлетворенность деятельностью), по волевому усилию «Теппинг тест» согласно представленным
таблицам по спортсменам с успешной соревновательной деятельностью и
спортсменам с неуспешной соревновательной деятельностью имеют
разновыраженность и разнонаправленность до и после соревнований. Спортсмены с
успешной соревновательной деятельностью имеют более высокие показатели по
методике «Градусник» после соревнований у них возрастает волевое усилие.
Согласно восьмицветному тесту Люшера вегетативный коэффициент также отличается
своей выраженностью, чем у спортсменов с неуспешной соревновательной
деятельностью. Вегетативный коэффициент у спортсменов с успешной соревновательной
деятельностью является больше 1 это
означает, что у них доминирует функция симпатической нервной.
Парасимпатическая система функционально связана с поджелудочной железой,
выделяющей в кровь инсулин, который связывает свободный сахар и переводит его
назад в депо. Тем самым сохраняет силы.
А у спортсменов с неуспешной соревновательной деятельностью Вегетативный коэффициент является меньше 1 - это означает, что у них доминирует функция симпатической нервной системы. С функцией симпатической нервной системы тесно связана функция мозговой части надпочечников, выделяющей в кровь адреналин и норадреналин. Эти гормоны повышают артериальное давление, учащают сердечные сокращения и «выбрасывают» в кровь сахар из таких депо, как печень, где он хранится «про запас», тем самым «сжигают энергию» что приводит к преждевременному утомлению спортсмена.
Подсчитав разницу результатов в процентном соотношении, мы видим, что средний показатель до соревнований юных спортсменов борцов вольного стиля с успешной соревновательной деятельностью на много выше чем у спортсменов с неуспешной соревновательной деятельностью. Тоже самое можно сказать и о средних показателях после соревнований. Исходя из анализа литературных источников, экспериментальных исследованиях можно сделать следующие заключения: эмоциональная напряженность имеет разнонаправленность у юных спортсменов борцов вольного стиля. Чем опытнее спортсмен, тем выше уровень самоконтроля эмоциональной напряженности. Обучение приемам психической саморегуляции (идеомоторная настройка) в условиях непосредственной соревновательной деятельности важный компонент психологической подготовки юных спортсменов и оптимизаци эмоциональной напряженности спортсменов. Это способствует результативности соревновательной деятельности.
Работа представлена на V общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 1315 мая 2009г. Поступила в редакцию 07.05.2009г.