В современном обществе образование объективно имеет огромное значение. Отсюда очередной этап поиска перспективных направлений его развития. А это тем более актуально, поскольку система образования в настоящее время выживает главным образом за счет внутреннего запаса прочности, созданного в прежние времена. Образовательная сфера один из самых традиционных социальных институтов. Проблема соотношения традиций и инноваций в этой области очень сложна. Разрушить старую систему и создать новую, не использовав все лучшее, что нарабатывалось столетиями, значит лишить страну будущего.
Инновационная деятельность в сфере образования предмет активного обсуждения в педагогической науке, где термин «инновации» используется многозначно и довольно размыто, вплоть до создания иллюзии его банальности и общепонятности. Инновации в образовании естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества [1].
Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики, молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т. е. немногим более 15 лет назад. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска. Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом,, использовании и применении на практике. Интерактивное обучение способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса : обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей учащихся , их взаимодействия [2].
Урок с использованием интерактивных технологий, организованный на основе оптимального педагогического взаимодействия, имеет ряд преимуществ: урок проходит в оптимальном темпе, этапы урока имеют логическую связь, сочетаются различные виды учебной деятельности; ход урока настраивает учащихся на продуктивную работу, разнообразные виды и формы занятий обеспечивают занятость всего класса, позволяет учащимся проявить себя; все учащиеся осваивают материал урока в соответствии с индивидуальнопсихологическими особенностями, приобретают новые умения и навыки в познании и общении; на уроках преобладает атмосфера сотрудничества и сотворчества, отсутствуют конфликты.
Один из методов интерактивного обучения групповая форма работы. Но не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия: на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы; каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы; учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы. Такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Вопервых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Вовторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться некомпетентным в решении какихто задач. Втретьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Но есть и трудности в организации групповой работы. Часто учащихся объединяют в группы по принципу "сильный слабый". При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех.
В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы.
Использование интерактивных технологий способствует развитию личности ребёнка, созданию особой педагогической среды, интенсификации образовательного процесса, что повышает эффективность работы и качество образования в целом. А основной смысл внедрения инноваций заключается в повышении качества образования.
Хотелось бы отметить, что инновационный процесс это процесс непрерывный, не имеющий четко определенной завершенности. Речь не идет о некоторой экспоненциально возрастающей сумме знаний, накопленной человечеством. Речь идет о процессе. Особенность инновационного процесса его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш [3].
Только тогда, когда инновации будут восприниматься как процесс, существенно вырастет качество образования. А это значит, что ценно само по себе не образование, а способность на основе полученных знаний создавать новое знание, умение им управлять на основе теоретического задела, который был получен в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бозиев Р.С. Инновационные процессы в национальном образовании /Р.С. Бозиев, Л.А. Харисова //Педагогика: научнотеоретический журнал / Российская академия образования. М. 2006. №3. С. 2939.
2. Краевский Н.В.Педагогика как наука и учебный предмет/Известия Волгоградского гос. Пед университета.2003.
3. Лебедев П.А. Последняя попытка модернизации просвещения в Российской империи / П.А. Лебедев // Педагогика: научно-теоретический журнал / Российская академия образования. М. 2006. №8.С.79 82. (История школы и педагогики).