В данной работе представлены результаты изучения роли личности в теории культуры: истории и философии хореографического искусства. Они содержат обобщающие сведения по философским, педагогическим, психологическим и культурологическим аспектам личности балетмейстера в сфере концепций культуры и искусства в различные периоды балетного искусства.
Философско-культурологическая мысль считает личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В отечественной и зарубежной науке существуют различные определения, подходы и теории изучения личности.
Философские концепции определяют следующие черты личности: во-первых, способность к «трансцендированию», т.е. выходу за собственные пределы; способность отказаться, «освободиться» от своего «Я», чтобы открыться «другому»; во- вторых, способность понимания другого, принятие его позиции, точки зрения; в-третьих, способность взять на себя ответственность за судьбу «другого», разделить с ним его огорчения, радости и заботы; в-четвёртых, способность к самоотдаче, бескорыстному великодушию.
В данном контексте речь идёт, по сути, не о личности, а о личностях. Общество рассматривается как связь или система людей, утверждающих и реализующих свои позиции, установки, интересы, личностные качества людей выявляются неравномерно, в различные эпохи соотношение непосредственно личностного и посредственного коллективного бытия людей заметно отличалось. Однако, не только коллективность, но и личность, являются социальными формами бытия людей.
Сущность личности как категории философ- ско - культурологического знания чаще рассматривают: 1) с точки зрения участника историко- эволюционного процесса, носителя социальных ролей, субъекта выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества, самого себя, 2) как диалогичное и деятельное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаивается в совместном существовании с другими людьми, 3) как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения, выступающий в восприятии других людей и в своём собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных, неповторимых индивидуальных качеств.
Многомерность феномена личности послужила основанием для различных аспектов бытия личности: (объективная и субъективная ориентация). Человек рассматривается как вещь среди вещей в периоде или обществе; личность - активное, творческое начало, порождающее мир, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя; (детерминистская и интерминистская ориентация). В первом аспекте познание личности основывается на социальной причинной детерминации, во втором - деятельность человека как автономного существа спонтанна и свободна, воля лежит в основе выбора его деятельности и поступков; (монологическая и диалогическая ориентации). Благодаря становлению целостной личности человека его деятельность строится уже не только на основе непосредственных внутренних побуждений и внешних стимулов, сколько на основе длительной смысловой перспективы жизни мира.
Категория «личность» относится к числу базовых понятий в психологической науке и трактуется как сложность самого феномена личности. В предложенной К. К. Платоновым динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. Динамическая функциональная структура личности строится на основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности. В её структуре выделены четыре иерархические соотносящиеся подструктуры: первая - направленность личности; вторая - опыт; третья - индивидуальные особенности психологических процессов; четвёртая - включает биопсихологические свойства. Кроме того, в структуре личности выделены две общие интергративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или о каком-то конкретном виде деятельности (тогда речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности).
Личность
- это конкретный человек, взятый в системе его устойчивости социально
обусловленных психологических характеристик, которые
проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные
поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Общая
тенденция современной философии и психологии рассматривать личность не только
«снаружи», сколько «изнутри», не как данность, а как поиск, не как нечто
сотворённое, а как творящее, активное начало. Новейшие социологические и
психологические исследования, рассматривающие личность в развитии на всём протяжении
её жизненного пути, показывают, с одной стороны, её устойчивость, а с другой -
пластичность и способность к самоизменению. Это имеет важное значение для
этики, педагогики и других наук.
Поиски индивидуального стиля наиболее чётко просматриваются в творчестве хореографа Дмитрия Брянцева. В десяти поставленных Д. А. Брянцевым балетных спектаклях чувствуется самобытность лексики хореографа (телебалеты «Галатея», «Старое танго», спектакли «Гусарская баллада», «Конёк-Горбунок», «Девять танго и ... Бах», «Призрачный бал» на сценах театров Москвы, Ленинграда-Петербурга и Краснодара. Д. А. Брянцеву - хореографу были подвластны любые, подчас контрастные, темы и жанры, форма многоактного спектакля и балетные миниатюры, самая различная хореографическая лексика: классический танец и свободная пластика, танец бытовой и эстрадный. В его постановках - утончённо-строгий рисунок, завершенная стройность композиции, множество интереснейших пластических нюансов, которые пленяют танцевально-философскими таинствами и высвечивают безусловно одарённую личность хореографа, так как для него танец всегда оставался духовным ритуалом для выражения глубоких и непреходящих чувств.
В балетном наследии Д.А. Брянцева заложено творческое и философское кредо хореографа, его танцевальный стиль и язык, которые сделали его философом танца.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно - общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив своё место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить её среди прочих.
Личность - это индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений.
Личность артиста балета, хореографа, балетмейстера всегда находит своё отражение в балетном спектакле. И чем интереснее личность, тем значительнее балетная постановка.